Камбоджа
(Kampučẹắ), Королевство Камбоджа (Pręăh-Rẹæčęă-Ấnấ-Čak- Kampučẹắ, в 1979–83 — Кампучия) — гос-во в Юго-Вост. Азии на юге п-ова Индокитай. Столица — Пномпень. Офиц. Яз. — кхмерский. Терр. 181,035 тыс. Кв. Км. Нас. 13,31 млн. Чел. Буддисты — 88%, мусульмане — ок. 2%, последователи древних языческих культов — 1,5%, католики — 0,15%.Исторический очеркВ I–VI вв. Н.э. На терр. К. Располагалось гос-во Фунань (Бапном), о котором известно из кит. Хроник. В VI в. Оно было завоевано гос-вом Ченла (прежде находившимся от него в вассальной зависимости), в результате чего на терр. К. Стали господствовать кхмеры. В 710–715 К. Распалась на неск. Соперничавших гос-в, в ходе междоусобиц с IX в. Стало усиливаться гос-во Камбуджадеша (Ангкорская К.). Хотя господствующей религией К.
Был буддизм (тхеравады), огромную роль в стране в этот период играл также индуизм в форме шиваизма. Период расцвета Ангкорской К. Наступил в XI–XII вв. При короле Джаявармане VII (1181–1201), с XIII в. Гос-во стало заметно ослабевать, чему способствовало усиление влияния буддизма и ослабление шиваизма. Гос-во К. Было воссоздано со столицей в Пномпене в 1434.Король Анг Чанг I, получивший власть при поддержке португальцев и перенесший столицу К. В г. Ловек, в 1515 пригласил в страну первых порт. Миссионеров. В 1554 К. Посетил иезуит Фернандо Мендес Пинту. Проповедническую деятельность в К. Осуществляли порт. Миссионеры из Малакки — доминиканцы Гаспар да Крус (1555), Лопу Кардозу и Жуан Мадейра (1573), Сильвестру д’Асеведа (1574).
В 1585 из еп-ва Малакка для помощи в миссион. Деятельности С. Д’Асеведы прибыли 2 доминиканца и 4 францисканца, но король Сата выслал всех присланных миссионеров, кроме С. Д’Асеведы. В 1590 король издал указ о рел. Свободе, и в 1591 в К. Прибыли 2 доминиканца, которые стали издавать христ. Лит-ру для кхмеров. Во время нападения войск Сиама на Ловек в 1594 было убито и захвачено в плен много христиан, в т.ч. С. Д’Асеведа. Король К. Баром Реачеа II (1597–99) обратился к португальцам в Малакку и Гоа с просьбой оказать воен. Помощь против Сиама и прислать миссионеров. С Молуккских о-вов была прислана франциск. Миссия со свящ. Педро Кустодио во главе, а с Филиппин прибыли 3 исп. Доминиканца (1603).В нач. XVII в. В К. Начали прибывать католики-эмигранты из Вост.
Азии. Япон. Католики поселились на берегах озера Тонлесап, ок. 400 порт. Католиков во главе с ген. Викарием свящ. Павлом д’Акостой, изгнанные из Макассара голланд. Кальвинистами, поселились ок. Пномпеня и в Поньеа Лу. После 1665 ок. 600 вьетнамцев из Кохинхины, 50 из которых были католиками, поселились ок. Пномпеня. В 1659 еп. Пьер Ламбер де ла Мотт был назначен апост. Викарием Сиама, в его юрисдикцию входили принадлежавшие К. Кохинхина и Чампа. На посту апост. Викария его сменил еп. Луи Лано (1673–96), ставший также ген. Администратором миссий Индокитая.Период 1750–1850 в К. Был ознаменован полит. Проблемами. В 1750 Вьетнам захватил Кохинхину, оттуда были изгнаны все 25 миссионеров, большинство из них перебрались в К. В это же время была основана катол.
Община в Баттамбанге. Назначенный в 1764 новый апост. Викарий Гульельмо Пигель объединил католиков К. В непосредственном подчинении Св. Престолу. Он поручил священнику Жерве Левассеру, члену Парижского общества заграничных миссий, создать дух. Семинарию для жителей К. И Кохинхины (открыта в Кукнгуоне, в 1771 переведена в Прамбейтьяом). В 1768–77 Ж. Левассер перевел катехизис на кхмерский язык и создал кхмерско-лат. Словарь. В Прамбейтьяоме поселились бежавшие из Сиама христиане, а в 1774 он стал временной резиденцией апост. Викария Пиньо де Бейна. После вторжения сиамских войск в 1782 Пьер Ланженуа оказался в К. Единственным священником. К 1842 в К. Насчитывалось 222 католика и 4 миссион. Центра. В 1850 был образован апост. Викариат К., в юрисдикцию которого входила часть Лаоса.В сер.
XIX в. К власти в К. Пришел король Анг Дуонг, проведший в стране ряд важных полит. И эконом. Реформ и обратившийся за эконом. Помощью к Франции. В 1863 Франция заключила с преемником Анг Дуонга договор о протекторате, в 1884 замененный договором о колонии. С усилением франц. Влияния активизировалась и миссион. Деятельность. К 1865 в юрисдикцию апост. Викариата К. Входили 5 тыс. Католиков (в 1924 викариат был переименован в апост. Викариат Пномпеня).Во время Второй мировой войны терр. К. Была оккупирована частично Японией (1941–45), частично Сиамом (1941–46). После окончания войны Франция признала независимость Лаоса и К. В рамках Франц. Союза (1949), а затем и полную независимость этих государств (1954). Правителем К. Стал Нородом Сианук — вначале в качестве короля, а затем президента.
В сентябре 1955 Кохинхина вышла из юрисдикции апост. Викариата Пномпеня и был образован апост. Викариат Канто (с 1960 — епархия в Юж. Вьетнаме). В 1968 из апост. Викариата Пномпеня были выделены апост. Префектуры Баттамбанг и Кампонгтям. В 1964 была создана Конференция епископов Лаоса и К. В 1971 в результате эмиграции большей части вьетнамского населения число католиков в К. Сократилось до 7 тыс., из них 3,5 тыс. — кхмеры.В 1970 власть в К. Захватила группировка оппозиции, возглавляемая Лон Нолом. Реакцией на это стал очередной воен. Переворот, совершенный в апр. 1975 коммунистической оппозицией «Красные кхмеры» во главе с Пол Потом. В период гражданской войны 1971–75 было убито более 2 тыс. Католиков-вьетнамцев и 7 свящ., мн.
Католики изгнаны в Юж. Вьетнам. К 1975 в К. Было ок. 10 тыс. Католиков, 4 епископа (2 кхмера), 13 свящ. (4 кхмера), 25 монахинь (15 кхмерок). В 4-летний период правления Пол Пота были уничтожены ок. 3 млн. Чел., ликвидированы все школы, разорена промышленность, мужское население принудительно сгонялось на бесплатную работу. В 1975 ок. 1 млн. Чел. Эмигрировали во Вьетнам и Таиланд. Были высланы все иностранцы, погибли 2 епископа-кхмера, 4 свящ.-кхмера, несколько монахинь. В Пномпене был разрушен собор, построенный в 1951–62. После падения режима Пол Пота в К. Оставалось 2 церкви и ок. 7 тыс. Католиков.В 1979 в результате противостояния полит. Сил (Вьетнам и СССР против поддержавшего К. Китая) в К. Вошли вьетнамские войска, изгнавшие «Красных кхмеров» и создавшие Народную Республику Кампучия.
Это пр-во не было признано ООН, но вьетнамская армия вышла из К. Только в 1991. В 1980–90-х продолжалось восстановление страны. Народная Республика Кампучия, 10 лет существовавшая под контролем Вьетнама, продолжала коммунистическую антирел. Политику. Хотя конституция 1989 гарантировала рел. Свободу, в июне того же года властями была запрещена проповедь христианства, однако дозволялось распространение Библии и рел. Лит-ры, а также оказание материальной помощи гуманитарными организациями. Лишь в 1990 католики и протестанты получили возможность открыто праздновать Пасху в столице К. На выборах 1993 к власти в К. Пришел бывший король Нородом Сианук, и страна была провозглашена конституционной монархией. Конст. 1993 подтвердила закон о свободе вероисповедания, благодаря этому в К.
Смогли прибыть представители ряда катол. Монаш. Орденов и конгр. Иезуиты, члены Об-ва заграничных миссий из Мэринолла (MM), салезианцы и др. 25.03.1994 К. Установила дип. Отношения со Св. Престолом. В 1995 был рукоположен первый за 22 года свящ.-кхмер, открыта семинария в Баттамбанге, а также проведено первое за 20 лет заседание Конференции епископов Лаоса и К., председателем которой был избран еп. Ив Рамусс. 5.11.1997 гос. Властями К. Был признан офиц. Статус Католической Церкви в стране.Статистика Католической Церкви.
Дополнительный поиск Камбоджа
На нашем сайте Вы найдете значение "Камбоджа" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камбоджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа