Каноническое право
(ius canoni*****) — совокупность законов и норм, изданных компетентной церк. Властью для регулирования деятельности отд. Верующих и их объединений. Нормы К.п. Юридически обязательны для исполнения всеми членами Церкви.Название К.п. Происходит от греч. Κανών («правило, стандарт»), которым с IV в. Стали обозначать выработанные соборами нормы церк. Жизни, в отличие от слова оёнпч («закон»), которым обозначали гос. Законы. К.п. Изучает канонистика.Необходимость выработки К.п. Связана с тем, что Церковь представляет собой сооб-во, цель которого (принесение людям совершённого Христом спасения) требует определенной координации жизни и деятельности его членов. К.п. Основывается на Божественном законе, данном в Откровении, а также на установленном Богом естественном законе — всеобщем нравственном порядке, познаваемом разумом.
К.п. Конкретизирует требования богооткровенного и естественного законов в применении к данной ист. Эпохе и данному месту. Поэтому К.п. Содержит как незыблемые нормы, вытекающие из Откровения и естественного закона, так и изменяющиеся нормы, принятые компетентной церк. Властью.Совр. К.п. Регулирует вопросы церк. Правотворчества, обязанности и права верующих, иерархическое строение Церкви, устанавливает канон. Правила, относящиеся к таинствам (в т.ч. Вопросы матримониального права), содержит правила управления церк. Имуществом, а также вопросы церк. Наказаний и процедур. Существует универсальное К.п., распространяющее свое действие на всю Католическую Церковь, и партикулярное (местное) право, относящееся к конкретной отдельной Церкви.Уже раннехрист.
Общины имели определенные литург. И дисциплинарные правила, зафиксированные в ряде документов, многим из которых приписывался апост. Авторитет, — от Дидахе до Учения апостолов. Начиная с IV в. Поместные церк. Соборы, а затем и Вселенские соборы внесли важный вклад в формирование К.п. Кроме канонов соборов, с кон. IV в. Начали играть важную роль папские декреталии. Для удобства использования все эти источники К.п. Объединялись в сборники, составленные виднейшими специалистами в области К.п. Особым авторитетом в Средние века пользовался сборник, составленный Дионисием Малым (V в.).В XII в. Появился крупный науч. Трактат по К.п. — Concordia discordantium canonum (Согласование расхождений канонов), принадлежащий Грациану (Декрет Грациана).
Трактат имел своей целью рассмотреть накопившиеся в течение веков в К.п. Противоречия. С этой целью в нем собраны выдержки из различных источников К.п. И проведено их согласование. Грациан не создал принципиально новых правовых норм, он лишь систематизировал уже существовавшее К.п. Тем не менее новый способ его трактовки — не просто собирание и упорядочение источников, а их критическое сопоставление и согласование — обозначил начало нового периода в развитии К.п., который уже в Средние века получил наименование ius novum (новое право), тогда как весь предыдущий период истории К.п. Стал называться ius antiquum (древнее право).Активное правотворчество Римских пап в позднем Средневековье привело к созданию последующих сборников декреталий — т.н.
Extravagantes (досл. «выходящие за пределы [Декрета Грациана]»). В 1234 Папа Григорий IX утвердил составленные Раймундом Пеньяфортским 5 книг Extravagantes. В 1298 Папа Бонифаций VIII в дополнение к этим 5 книгам утвердил Liber Sextus (Шестая книга). При Папе Клименте V в 1317 вышел новый офиц. Сборник папских документов — Constitutiones Clementinae (Климентинские конституции, часто называется Климентины). Ок. 1500 Ж. Шаппюи организовал издание двух новых сборников — Extravagantes Ioannis Papae XXII, включавшего декреталии Папы Иоанна XXII (1316–34), и Extravagantes communes, в который входили документы вплоть до понтификата Папы Сикста IV (1471–84). Декрет Грациана и 5 вышеупомянутых сборников Extravagantes составили осн.
Источник К.п. В Новое время — Corpus iuris canonici (Корпус канонического права), утвержденный в 1580. Однако и в период после понтификата Сикста IV появилось много новых важных источников по К.п., начиная с декретов Тридентского собора, посвященных реформе Церкви и затрагивавших самые разные области церк. Дисциплины. В развитии К.п. Большую роль продолжали играть новые документы Римских пап, а также Римской курии.Новый период в развитии К.п. Открыла публикация в 1917 Кодекса канонического права (ККП). Этот Кодекс заменил все предыдущие сборники, придав К.п. Принципиально новый вид рационально упорядоченной системы четких и кратких юридических формулировок.Реформа, проведенная II Ватиканским собором, получила правовое выражение в новой ред.
ККП, опубликованной в 1983, а также в Кодексе канонов Восточных Церквей (ККВЦ), принятом в 1990. ККП распространяет свое действие на католиков лат. Обряда, а ККВЦ — на католиков вост. Обрядов. Если нормы ККП во мн. Случаях являются нормами прямого действия, не требующими принятия к.-л. Дополнительных норм, то ККВЦ устанавливает общие правила, предоставляя Вост. Католическим Церквям возможность наполнять их конкретным содержанием соответственно своим ист. Традициям.Источн. CIC. CCEO..
Дополнительный поиск Каноническое право
На нашем сайте Вы найдете значение "Каноническое право" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каноническое право, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 18 символа