Кантата

166

(итал. Cantata, от лат. И итал. Cantare — петь) — жанр светской и церк. Вокально-инструментальной музыки.Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. Исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. Речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. Приобрела свой типичный вид. 2 или более арий, соединенных речитативами. К. Писали все итал. Композиторы эпохи барокко. Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. Получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. Барочная К. Была светским жанром, даже если писалась на дух. Сюжеты. Развернутые К.

Иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя. Ино Г.Ф. Телемана). Франц. Барочная К. Также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.В Германии жанр К. Был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. Превратилась в ведущий жанр протест. Церк. Музыки. Вначале нем. К. Были преимущественно строфическими и основывались на протест. Хорале. После публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. Проникли речитативы и арии. Обычно нем. Духовные К. Завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству.

Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.В классическую эпоху в К. Стали часто включать хор. Форма К. Оказала сильное влияние на музыку мессы и др. Церк. Жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. Положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта. Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. Ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К.

Отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. Произошло сближение или слияние К. С др. Жанрами. Балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).В России К. Начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).Лит-ра. Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960. Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts.

Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1. Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938. DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd..

Значения в других словарях
Кантата

(итал. Cantata, от лат. Canto — пою) крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. Торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. Подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. Состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. Близка к оратории (См. Оратория), отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характер..

Кантата

КАНТАТА (итал. Cantata - от лат. Canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.. ..

Кантата

КАНТАТА (итальянское cantata, от cantare - петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. Жанр вокально-инструментальной музыки. Близка оратории. Возникла в 17 в. Вершина жанра - в творчестве И.С. Баха (сохранилось около 200 духовных кантат, свыше 20 светских, в том числе "Кофейная", "Крестьянская"), в русской музыке - "Иоанн Дамаскин" С.И. Танеева, "Александр Невский" С.С. Прокофьева.. ..

Кантата

(ит., лат., от canere — петь) — название вокального произведения. В первой половине XVII ст. Вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось К. В отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма К., которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав К. Вошли. Хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с оркестровым сопровождением. К. Получила развитие благодаря Кариссими, который считается ее тво..

Кантата

(ит., от лат. Cantare - петь). Духовная песнь, положенная на музыку и состоящая из арий речитативов, хоров и хоралов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) род вокальной пьесы с аккомпанементом оркестра, состоящий из небольших речитативов, дуэтов, трио и даже хоров. 2) также поэтическое, хвалебное сочинение для пения.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)ит. И средневек.-лат. Cantata, от..

Кантата

См. Песнь.... ..

Кантата

Ж.1) а) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра.б) Торжественная хоровая песнь.2) Жанр торжественной лирики (распространенный в русской поэзии XVIII в.-начала XIX в.) - стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему.. ..

Кантата

-ы, ж. 1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. 2. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.). II прил. Кантатный, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Кантата

Кантаты, ж. (ит. Cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.). || Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).. ..

Кантата

Заимств. В начале XIX в. Из итал. Яз., где cantata «кантата» <. «пение» является суф. Производным от cantare «петь».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Кантата

КАНТАТА (итальянск. Cantata) - принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Возникая на рубеже XVI и XVII вв. В Италии, К. Обозначает первоначально вокальную пьесу вообще (pendant к инструментальной сонате). Около 1620 название К. Укрепляется за вокальной пьесой, исполняемой пением solo с инструментальным аккомпаниментом и состоящей из нескольких различных по темпу и такту частей. Арий и речитативов. В дальнейшем развитии К. (в се..

Кантата

КАНТА´. ..

Кантата

(итал. Cantata, от итал. И лат. Cantare - петь. Нем. Kantate) - крупное вок.-инстр. Произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. Солистов, хора и оркестра (известны и К. Для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. Подразделяются на духовные (религиозные) и светские. С сер. 18 в. Светские К. Становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. Разл. Характера - торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. Состоит из орк..

Кантата

См. Оратория.. ..

Кантата

— крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов хора и оркестра. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драматической разработки сюжета.. ..

Канск

Город в Красноярском крае, районный центр. Нас. 108,5 тыс. Чел. (1996). Основан в 1628 как Канский малый острог. Город с 1782.Ссыльные католики появились в К. И Канском у. В кон. XIX в. В городе не существовало регулярной катол. Общины, однако в Канском у. В поселках Канок и Иланское (совр. Г. Иланский) действовали катол. Приходы. В кон. 1880-х красноярский курат свящ. М. Вейт посещал общины Канского округа, в котором в 1895 проживало 1019 католиков (переселенцев из Витебской и Гродненской губ.)..

Кант Иммануил

(Kant) Иммануил — немецкий философ. Род. 22.04.1724, Кёнигсберг (совр. Калининград, Россия), ум. 12.02.1804 там же.Родился в небогатой семье, воспитывался в духе пиетизма. Окончив Кёнигсбергский ун-т, длительное время работал домашним учителем. В 1755 стал приват-доцентом, а в 1770 — ординарным профессором Кёнигсбергского ун-та, до 1796 оставался на этой должности.Творчество К. Распадается на два периода — т.н. «докритический», характеризующийся разработкой идей метафизики Г.В. Лейбница, Х. Воль..

Кантемир Антиох Дмитриевич

Князь, дипломат, поэт, переводчик. Род. 21.09.1709, Стамбул, ум. 11.04.1744, Париж.Мл. Сын молдавского князя Д.К. Кантемира (с 1710 — молдавского господаря, заключившего в апр. 1711 договор с Петром I о вхождении в состав России и о совместной борьбе против Турции), К. Жил и воспитывался в России, получил блестящее домашнее образование, продолженное в школе капуцинов в Астрахани, где К. В ожидании отца, участвовавшего в Персидском походе, учился с 4.07.1722 по 14.01.1723 (здесь, вероятно, произо..

Кантор Георг

(Cantor) Георг Фердинанд Людвиг Филипп — немецкий математик, создатель теории множеств. Род. 3.03.1845, С.-Петербург, ум. 6.01.1918, Галле (Германия).Отец К. Был лютеранином, мать — католичкой. Сам К. Получил крещение в Лютеранской Церкви. Учился в Политехническом ин-те в Цюрихе, ун-тах Берлина и Гёттингена. В 1879–1913 занимал кафедру математики в ун-те в Галле. В 1891 основал Союз нем. Математиков и стал его президентом.К. Ввел в математику понятие актуальной бесконечности, благодаря чему стал..

Дополнительный поиск Кантата Кантата

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кантата" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кантата, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа