Даосская сокровищница

149

ДАО ЦЗАН "Сокровищница дао" ("Сокровищница даос, писаний", "Даос. Сокровищница") - полное собр. Религ. И филос. Лит-ры даосизма.Первая попытка библиографич. Описания в рамках даос, традиции была предпринята Гэ Хуном (3 - 4 вв.), к-рый в гл. 19 трактата "Баопу-цзы" перечислил более 250 соч. Общим объемом ок. 1300 цзюаней ("свитков"). Возникновение собственно "Д. Ц." связано с деятельностью даоса Лу Сюцзина (406 - 77), к-рый не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив все собр. На три части, обозначенные термином "дун" ("пещера", "грот", "вместилище"). Первонач. Ядром "трех вместилищ" (сань дун) была лит-pa трех осн. Направлений даосизма, распространенных в Южн. Китае в 4 - 5 вв. - Шанцин (Маошань) школы, Линбао школы и оккультно-алхимич.

Течения "(Канонов) трех императоров» (Сань хуан вэнь (цзин)), иерархически соотнесенных как соответственно высший, средний и низший уровни даос, знания. Образец подобной иерархии дала буд. Доктрина "трех колесниц", сходным образом сопоставляющая степени посвящения в мудрость буддизма (см. Сань чэн).В 6 в. К "трем вместилищам" добавлены "четыре приложения" (сы фу). Каждое из первых трех соотнесено с одним из "вместилищ", а четвертое - со всеми "вместилищами". Первое "приложение" связано с трактатом "Дао дэ цзин" и коммент. На него, второе - с трактатом "Тай пин цзин", третье - с оккультно-алхимич. Направлением даосизма, четвертое содержало лит-ру школы Чжэнъи (дао).При дин. Тан (618 - 907) существовало несколько каталогов "Д.

Ц.". В 7 в. Инь Вэньцао составил "Указатель нефритовых апокрифов и канонов" ("Юй вэй цзин му"), согласно к-рому "Д. Ц." состоял из 7300 цзюаней. Список же даос, соч., хранившихся в монастыре Тайцзингун (Чанъ-ань), охватывал тексты общим объемом 5700 цзюаней. В ср. Века "Д. Ц." в осн. Комплектовался за счет включения в него всех хранившихся в монастырских б-ках книг, независимо от их тематики. Во время восстания Хуан Чао (кон. 9 в.) большая часть книг "Д.ц." погибла, однако их назв. Были зафиксированы в "Указателе канонов в красных обертках" ("Чжу нан цзин му"), составленном в 10 в.При дин. Сун (960- 1279) была проделана работа по восстановлению и дальнейшей кодификации "Д.ц.". Особенно интенсивно эта деятельность осуществлялась в 1012- 19 по приказу императора Чжэнь-цзуна.

Гл. Исполнителем стал даос Чжан Цзюньфан, составивший также компендиум "Д.ц."- антологию "Семь грамот из облачного хранилища" ("Юнь цзи ци цянь"). Сформированный им сб. Состоял из 4565 цзюаней, распределенных по 425 папкам (хань), к-рые были кодированы иероглифами конф. Канонич. Учебника "Цянь цзы вэнь" ("Тысячесловие") от первого знака тянь ("небо") до 425-го знака гун (4) ("дворец"), вследствие чего он получил назв. "Драгоценная сокровищница тянь гун Великой Сун" ("Да Сун тянь гун бао цзан"). Текст этого варианта "Д.ц." не сохранился. С того времени "Д.ц." широко распространяется по даос, монастырям и храмам. В начале 12 в. Он был пересмотрен и пополнен новыми соч., а при чжурчжэньской дин. Цзинь (1115- 1234) переиздан.

В 1191 были вырезаны доски (83 198 шт.), посредством к-рых отпечатаны все собранные тексты "Д.ц." в количестве 6455 цзюаней и 602 "связок". Это собр., получившее назв. "Драгоценная сокровищница сокровенного поселения Великой Цзинь" ("Да Цзинь сюань ду бао цзан"), переизд. В 1237 - 44. При монг. Дин Юань (1279 - 1368) само существование "Д.ц." было поставлено под угрозу в связи с эдиктом 1281 о сожжении всех даос, книг, кроме "Дао дэ цзина". В пер. Правления кит. Дин. Мин (1368 - 1644) "Д.ц." приобрел свой совр. Вид. Около 1445 был подготовлен к печати сб., получивший назв. По девизу правления императора Ин-цзуна - "Сокровищница дао эры Чжэнтун" ("Чжэнтун Д.ц."). К нему восходят все последующие переиздания "Д.ц.". Он состоял из 1432 произв.

Общим объемом 5305 цзюаней (480 папок). В 1607 "Д.ц." был переиздан и дополнен 56 соч. В 181 цзюане (32 папки). При маньчж. Дин. Цин (1644- 1911) часть печатных досок "Д.ц." была расхищена, а остальные сгорели в 1900 во время восстания ихэ-туаней. Единств, сохранившийся полный экз. "Д.ц.", находившийся тогда в монастыре Байюньгуань в Пекине, был воспроизведен фототипич. Способом в 1923 - 6 (Шанхай, изд-во "Шанъу иньшугуань"). Это изд. (1120 томов (бэнь), объединенных в 112 папок) было осуществлено по инициативе видных представителей кит. Общественности, в т.ч. Известных ученых и политич. Деятелей Кап Ювэя и Л ян Цичао, и финансировалось экс-президентом Кит. Республики Сюй Шичаном. Впоследствии этот вариант "Д.ц." был переиздан в КНР и на Тайване.Структура совр.

"Д.ц." воспроизводит образец, сложившийся в 6 в. Сб. Состоит из "трех вместилищ" ("Вместилище истинного" - "Дун чжэнь", "Вместилище сокровенного" - "Дун сюань" и "Вместилище духовного"- "Дун шэнь"), к-рые при сохранении прежней тематики стали структурно более аморфными, и "четырех приложений". Каждое из "вместилищ" включает 12 разд. (лэй). 1) "Осн. Письмена" ("Бэнь вэнь"). 2) "Духовные формулы" ("Шэнь фу"). 3) "Нефритовые наставления" ("Юй цзюэ"). 4) "Одухотворенные схемы" ("Лин ту"). 5) "Генеалогии и описания" ("Цун лу"). 6) "Заповеди и предписания" ("Цзе люй"). 7) "Правила этикета" ("Вэй и"). 8) "Практич. Методы" ("Фан фа"). 9) "Искусства образов" ("Сян шу"). 10) "Сказания и повествования" ("Цзи чжуань"). 11) "Оды и гимны" ("Цзань сун").

12) "Доклады и петиции" ("Бяо цзоу"). Тематика "четырех приложений" ("Великое сокровенное"- "Тай сюань бу", "Великое равновесие" - "Тай пин бу", "Великая чистота" - "Тай цин бу", "Истинное единство" - "Чжэн и бу") аналогична соответствующим разд. "Д.ц." 6 в.Тексты "Д.ц." являются осн. Источниками для изучения всех аспектов даосизма. В "Д.ц." включены также недаос, соч.- "Мо-цзы", "Гуанъ-цзы", "Гуйгу-цзы" и др.*Чжэн тун Д.ц. (Даос, канон, (созд. В годы под девизом) Чжэн тун). Т. 1 - 1120. Шанхай, 1923 - 26. **Флуг К.К. Очерк истории Даос, канона (Дао цзана) // Изв. АН СССР. Отд. Гуманитарных наук. М., 1930. Кобзев А.И., Торчинов Е.А., Морозова Н.В. Московская "Сокровищница дао" // НАА. 1986. №6. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. Ofuchi Ninji.

The Formation of the Taoist Canon // Facets of Taoism. New Haven - L., 1979.Е.А. Торчинов.

Значения в других словарях
Дао цзан

См. Даосская сокровищница. ..

Даосизм

Термин европ. Науки, обозначающий одно из гл. Направлений кит. Философии и традиц. Религию Китая.В конф. Традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, "школа дао") религиозному (дао цзяо, "учение дао", "почитание дао"). Это противопоставление было воспринято европ. Синологией 19 в. И легло в основу интерпретации истории Д. Как постепенной деградации филос. Учения, а также обусловило жесткое разграничение филос. И религ. Аспектов Д. Однако в даос, текстах т..

Две истины

ЭР ДИ "Две истины"Один из осн. Терминов кит. Буддизма, пришедший из брахманизма ("истина" - санскр. Сатья, кит. Ди |4)). Э.д. Являются категориями буд. Гносеологии и представляют собой два качественно различных уровня познания. "мирская (словесная) истина" (су ди) и "абс. (первого значения, высшая) истина" (чжэнь ди).Э.д. По-разному трактовались буд. Школами.В тхераваде (см. Буддизм) "мирской истиной" считается составной диссоциативный взгляд на явления, "частичное" знание об истинном бытии. В п..

Двенадцатиканоние

"ШИ ЭР ЦЗИН" "Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние", "Двенадцатикнижие". 1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.).Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значения:1) "Шесть канонов" ("Лю цзин") с приложением "апокрифич." (вэй (3), см. Вэй шу) версии каждого канона.2) Разделы "Чжоу и" - первая и вторая части собственно "И цзина" ("Канон перемен") и "Ши и" ("Десять крыльев") - комментирующее приложение к "И цзину".3) Двенадцать пр..

Дополнительный поиск Даосская сокровищница Даосская сокровищница

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даосская сокровищница" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даосская сокровищница, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа