Две истины

150

ЭР ДИ "Две истины"Один из осн. Терминов кит. Буддизма, пришедший из брахманизма ("истина" - санскр. Сатья, кит. Ди |4)). Э.д. Являются категориями буд. Гносеологии и представляют собой два качественно различных уровня познания. "мирская (словесная) истина" (су ди) и "абс. (первого значения, высшая) истина" (чжэнь ди).Э.д. По-разному трактовались буд. Школами.В тхераваде (см. Буддизм) "мирской истиной" считается составной диссоциативный взгляд на явления, "частичное" знание об истинном бытии. В противоположность этому "абс. Истина" - единый, неразделимый взгляд на явления. В йогачаре "мирская" и "абс." истины различаются как обыденное знание и истина буддизма.Наибольшее распространение в Китае получила махаянистская трактовка инд.

Буддиста Нагарджуны (2 в.), осн. На категориях "причинности" (юань ци (2)) и "пустотности" (кун). Он считал, что, хотя слово и истина противостоят друг другу, "две истины" гармонично связаны и являются последовательными этапами познания. Для постижения "абс. Истины" первоначально следует использовать вербальные структуры "мирской истины". Связь между "двумя истинами" непосредственно устанавливается при толковании абстрактных понятий. После постижения "абс. Истины" и достижения нирваны "истинность" слов остается, она лишь приобретает относит, характер.Э.д. Трактовались Нагарджуной также как метод познания. Наблюдение явлений посредством соединения "двух истин" есть "срединное видение" (чжун гуань) или "срединный путь" (чжун дао).Э.д.

Выступают как антитеза "наличия" (ю, см. Ю - у) и "пустотности", "отсутствия" (кун), "несамости" (у цзы сип). Такая трактовка Э.д. Вела к ориентации на интуитивное знание вне дискретных структур, что оказало влияние на доктрины нек-рых направлений кит. Буддизма, в части. Чань школы.Комплексная трактовка Э.д. Дана в доктрине Саньлунь школы, где выделялось три или четыре уровня (вида) каждой из "двух истин". В Тяныпай школе учение об Э.д. Трансформировалось в "учение о гатха трех истин".**Фан Лшпянь. Фоцзяо чжэсюэ (Философия буддизма). Пекин, 1986.А. А. Мослов.

Значения в других словарях
Даосизм

Термин европ. Науки, обозначающий одно из гл. Направлений кит. Философии и традиц. Религию Китая.В конф. Традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, "школа дао") религиозному (дао цзяо, "учение дао", "почитание дао"). Это противопоставление было воспринято европ. Синологией 19 в. И легло в основу интерпретации истории Д. Как постепенной деградации филос. Учения, а также обусловило жесткое разграничение филос. И религ. Аспектов Д. Однако в даос, текстах т..

Даосская сокровищница

ДАО ЦЗАН "Сокровищница дао" ("Сокровищница даос, писаний", "Даос. Сокровищница") - полное собр. Религ. И филос. Лит-ры даосизма.Первая попытка библиографич. Описания в рамках даос, традиции была предпринята Гэ Хуном (3 - 4 вв.), к-рый в гл. 19 трактата "Баопу-цзы" перечислил более 250 соч. Общим объемом ок. 1300 цзюаней ("свитков"). Возникновение собственно "Д. Ц." связано с деятельностью даоса Лу Сюцзина (406 - 77), к-рый не только осуществил подбор текстов, но и систематизировал их, разделив в..

Двенадцатиканоние

"ШИ ЭР ЦЗИН" "Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние", "Двенадцатикнижие". 1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.).Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значения:1) "Шесть канонов" ("Лю цзин") с приложением "апокрифич." (вэй (3), см. Вэй шу) версии каждого канона.2) Разделы "Чжоу и" - первая и вторая части собственно "И цзина" ("Канон перемен") и "Ши и" ("Десять крыльев") - комментирующее приложение к "И цзину".3) Двенадцать пр..

Движение - покой

См. Покой - движение. ..

Дополнительный поиск Две истины Две истины

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Две истины" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Две истины, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа