Записки историографа

152

"ШИ ЦЗИ""Историч. Записки", "Записки историографа", "Записки историка".Соч. Историографа Сыма Цяня (2 - 1 вв. До н.э.), первое в Китае историко-биографич. Произв. Первоначальные назв. - "Тайши-гун шу" ("Книга придворного историографа (астролога)"), "Тайши-гун цзи", или "Тайши цзи" ("Записки придворного историографа"). В пер. Правления Хуань-ди, императора дин. Вост. Хань, назв. Книги было сокращено до "Ш.ц.". Памятник включает 130 пяней (глав) и состоит из 526500 иероглифов. При создании "Ш.ц." Сыма Цянь использовал материалы из древнекит. Памятников - "Шу цзин", "Го юй", "Цзо чжуань", "Чжань го цэ" и др., филос. Соч., напр, принадлежащие Лу Цзя и Цзя И, и имп. Архивы, а также сведения, собранные им во время поездок по стране, фиксировал личные впечатления и устные предания.

"Ш.ц." охватывает пер. От полуреальной, полумифич. Древности - эпохи правления легендарного Хуан-ди ("Желтого императора", 3-е тыс. До н.э.) до ханьского У-ди (140 - 87 до н.э.) и представляет собой описание историч. Событий и реалий в обл. Политики, экономики и культуры. Особенно подробно освещены события 5 - 2 вв. До н.э. "Ш.ц." включает пять разд. "Бэнь цзи" ("Осн. Записи", 12 пяней), "Бяо" ("(Хронологич.) таблицы", 10 пяней), "Шу" ("(Восемь) трактатов", 8 пяней), "Ши цзя" ("Наследственные дома", 30 пяней), "Ле чжу-ань" ("Жизнеописания", 70 пяней)."Бэнь цзи" представляет собой сб. Историч. Хроник, описывающих деяния династий и государей. В главах, относящихся к доциньскому пер. (до сер. 3 в. До н.э.), объектом описания служат целые династии, а в тех, что охватывают последующий пер., - отд.

Правители. В разд. "Бэнь цзи" внесена и глава о Сян Юе, к-рый официально не был императором, но фактически оказался правителем империи после 206 до н.э.Разд. "Бяо", к-рый начинается с подраздела "Сань дай ши бяо" ("(Хронологич.) таблицы трех династий") и заканчивается подразделом "Хань син и лай цзян сян мин чэнь нянь бяо" ("(Хронологич.) таблицы знаменитых чиновников, министров и военачальников со времени расцвета дин. Хань"), с помощью таблиц фиксирует крупные события и деятельность историч. Личностей, не отраженные в разд. "Ле чжуань" и дополняющие его.В разд. "Шу" предпринята попытка изложить историю гос. Строя, законодательства и церемониальных установлений, различных областей знания и отразить совр. Автору состояние экономики, водного хозяйства, астрономии, календаря, культуры и искусства.

При составлении "Хань шу" в 1 в. Бань Гу переработал этот разд. В "Записи" ("Чжи"), оставив содержание практически без изменений. Впоследствии назв. "записи" стало характерным для обозначения тех частей историч. Трактатов, к-рые излагали систему гос. Законов и установлений.Разд. "Ши цзя" начинается с гл. "У Тайбо ши цзя" ("Наследственный дом У Тайбо") и заканчивается гл. "Сань ван ши цзя" ("Наследственные дома трех ва-нов"). В нем излагается история аристократич. Родов древнекит. Царств Лу, Вэй, Ци и Чу, в т.ч. Рода Кун, к к-рому принадлежал Конфуций, а также рода Чэнь Шэ - руководителя крестьянского восстания, приведшего к падению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.).Разд. "Ле Чжуань" начинается с главы "Бо И ле чжуань" ("Жизнеописание Бо И") и завершается главой "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа"), в к-рой, в части., содержатся сведения о шести древнекит.

Филос. Школах (иньян цзя, конфуцианстве, мо цзя, мин цзя, фа цзя и даодэ цзя). Описание жизни историч. Личностей сопровождается изложением фактов истории соседних гос-в и народов, населявших империю, их происхождение, обычаи и традиции, отношения с империей. Нек-рые главы данного разд. Посвящены одному лицу, другие - группам историч. Героев. Если характеры героев, по мнению автора, одинаковы или сходны, он дает их параллельное описание. В позднейших историч. Трудах материалы подобного жанра, рисующие историю сопредельных стран и населяющих Китай народов, стали именовать "описаниями иноплеменников четырех (концов страны)" ("сы и чжуань"), а историко-этнографич. Описания Сыма Цяня использовались в качестве образца.

Структура "Ш.ц." стала канонич. Для династийных хроник. Памятник отличается также высокими художеств, достоинствами и оказал значительное влияние на развитие лит. Традиции.В "Хань шу" упоминалось о 10 утерянных главах "Ш.ц." В дошедшем до нас тексте они присутствуют. Четыре из них восполнил Чу Шаосюнь (2 в. ?), восстановители других не известны. В остальных главах "Ш.ц." описания событий, происшедших после пер. 100 - 97 до н.э., также восстановлены гл. Обр. Чу Шаосюнем.Осн. Коммент. К "Ш.ц." считаются следующие. "Ш.ц. Цзи цзе" ("Собр. Толкований к "Историч. Запискам") Пэй Иня (5 в.). "Ш.ц. Со инь" ("Поиски сокрытого в "Историч. Записках") Сыма Чжэня (8 в.). "Ш.ц. Чжэн и" ("Правильное толкование "Историч. Записок") Чжан Шоуцзе (8 в.). "Ш.ц.

Чжи и" ("Заметки об "Историч. Записках") Лян Юйшэна (18 в.). "Ш.ц. Тань юань" ("Исслед. Происхождения "Историч. Записок") Цуй Ши (19 -нач. 20 в.). "Ш.ц. Синь цзяо чжу" ("Новый испр. Коммент. К "Историч. Запискам") Чжан Линькая (19 в.).*Сыма Цянь. Историч. Записки (Ш.ц.). Т. 1 (пер. С кит. И коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина под общ. Ред. Р.В. Вяткина). М., 1972. Т. 2, 1975. Т. 3 (пер. С кит., предисл. И коммент. Р.В. Вяткина), 1984. Т. 4, 1986. Т. 5, 1987. Т. 6, 1993. Сыма Цянь. Ш.ц. Т. 1 - 14. Пекин, 1955. Chavannes E. Traduits el annotes par, Les memoires historiques de Se-ma Ts'len. P., 1885 - 1905. T. 1-5. Ssu-ma Ch'ien Records of the Grand Historian of China. Translated from the "Shin Chi" of Ssu-ma Ch'ien by B. Watson. Vol. 1-2. N.Y. - L., 1961.**Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970. Такикава Камэтаро (Сигэн).

Ш.ц. Хуэй чжу као чжэн (Кри-тич. Исследование коммент. К "Историч. Запискам"). Т. 1 - 10. Токио, 1934, Пекин, 1955. Чжу Дунжунь. Ш.ц. Яньцзю (Исслед. "Историч. Записок"). Шанхай, 1948. Го Сунтао. Ш.ц. Чжа цзи (Заметки об "Историч. Записках"). Шанхай, 1957. Сыма Цянь юй Ш.ц. (Сыма Цянь и "Историч. Записки") // Вэнь ши чжэ (Лит-pa, история, философия). Вып. 3. Пекин, 1958. Ш.ц. Пин линь (Собр. Коммент. К "Историч. Запискам"). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1968. Чэнь Чжи. Ш.ц. Синь чжэн (Новые толкования "Историч. Записок"). Тяньцзинь, 1979. Чжан Дакэ. Ш.ц. Яньцзю. Ланьчжоу, 1985. Gardner Ch.S. Chinese Traditional Historiography. Camb., 1938. Kierman F.A. Ssu-ma Ch'ien's Historiographical Attitude as Reflected in Four Late Warring States Biographies. Wiesbaden, 1962. Crawford R. The Social and Political Philosophy of the Shin-chi // Journal of Arts and Science.

August 1963. Vol. XXII. N 4. Cm. Также лит-ру к ст. Сыма Цянь.Пань Фуэнь.

Значения в других словарях
Зал просветления

См. Просветления зал. ..

Записи бесед линьцзи

Одно из осн. Канонич. Произведений Линьцзи школы - крупнейшего направления в Чань школе. Относится к популярному в чаньской лит-ре жанру юйлу - "записи бесед и высказываний (патриархов)". Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками, афористич. Высказываний и парадокс, диалогов, а также описание эпизодов из жизни чаньского патриарха Линьцзи (ум. 866 или 867). Записи велись при жизни Линьцзи и были завершены после его смерти ближайшим учеником Хуэйжанем. Текст был опубликован др. Учени..

Записки о нормах поведения

ЛИ ЦЗИ "Записки о правилах благопристойности", "Книга ритуалов", "Книга установлений", "Книга обрядов", "Трактат о правилах поведения", "Записки о нормах поведения".Одно из главных произв. Конф. Канонич. Лит-ры. Текст составлялся в основном в 4 - 1 вв. До н.э. В 1 в. До н.э. Трактат "Л.ц." наряду с "Чжоу и", "Шу цзином", "Ши цзином" и "Чунь цю" включен в состав конф. "Пятикнижия" ("Пятиканония"- "У цзин"). В 12 в. Две главы "Л.ц."- "Да сюэ" ("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединность и постоянс..

Записки о правилах благопристойности

См. Записки о нормах поведения. ..

Дополнительный поиск Записки историографа Записки историографа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Записки историографа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Записки историографа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 20 символа