Знание - действие

231

ЧЖИ -СИН "Знание - действие"Терминологич. Оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. Категорий кит. Философии. Чжи (2) - "(действенное) знание" ("сознание", "познание", "разумность", "мудрость", "понимание", "ведение") и син (3) - "(сознательное) действие" ("деятельность", "активность", "поступок", "осуществлять", "идти").Чжи (2) как филос. Категория подразумевает, с одной стороны, чистые формы познания, с др. - целесообразные сознательные действия, практич. Опыт (ср. "ведать чем-либо", "отведать", "изведать"). Праксиологич. Истолкование "знания" выражено уже в "Лунь юе" (5 в. До н.э.). "Служить долгу/справедливости (и (1)). Почитая духов и навей, держаться подальше от них - (это) можно назвать знанием".

"Знающий действенно подвижен" (дун, см. Дун - цзин). "знание" - это "знание людей", позволяющее приводить их к повиновению.Представление о "деятельном" характере знания отражают неоконф. Трактовки тезиса "Да сюэ" (4 - 2 вв. До н.э.). "Доведение знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей (гэ у)", где чжи чжи и гэ у - взаимообусловленные требования к управлению Поднебесной. Чжу Си (12 в.) интерпретировал гэ у как "исчерпание принципов (ли (1)) вещей и дел (ши у, см. У (3))", подразумевая под "вещами и делами" проблемы морали, политики и т.п. Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) определил гэ как "исправлять" (чжэн (1)), а у (3) - как "дела" (ши (3)), к-рые м.б. "выверены" только "в собств. Сердце". В даосизме "знание" сопряжено с деятельным аспектом гл.

Обр. Через отрицательную связь. "не действуя, знать" ("Дао дэ цзин", 5-4 вв. До н.э.), где "не действовать" (бу син) - синоним "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), т.е. Отсутствие произвольной деятельности, несогласной с миропорядком (дао). Концепции "деятельного" знания в конфуцианстве и "недеятельного" (но действенного) в даосизме синтезированы в неоконфуцианстве через опосредован ие их учением о врожденном знании и конф. Интерпретациями даос. (гл. Обр. Восходящих к "Чжу-ан-цзы", 4 - 3 вв. До н.э.) взглядов о возможности развития способности к интуитивному постижению истины (см. Чэн (1), Шзн (1)).Специфика категории син (3) определяется. 1) возможностью выражения им не только физического, но и психического действия-процесса (напр., любви и ненависти у Ван Янмина).

2) его корреляцией с понятиями "вэй (1)" ("деяние", "дело", "действие"), "ши (3)" ("дело", "служение"), "и (1)" ("долг/справедливость"). Понятие "вэй (1)" является родовым для ши (3) и син (3). Определение обоих терминов, аналогич. Трактовки к-рых представлены в "Лунь юе", "Цзо чжуани", "Гуань-цзы", "Мэн-цзы" и др. Памятниках 5 - 3 вв. До н.э., дано в "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.). "Действовать (вэй (1)), сверяясь с пользой/выгодой, - это называется делом (ши (3)). Действовать, сверяясь с долгом/справедливостью, - это называется действием (син (3))". В "Лунь юе" син (3) выступает как один из принципов, на основе к-рых "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "преданностью" ("верностью" - чжун (2), см. Чжун шу) и "благонадежностью" (синь (2)).

Легисты (см. Легизм) противопоставили конф. Трактовке син (3) сопряженность этого понятия с "пользой/выгодой". "Если, действуя (син (3)), (люди) не обогащаются, то рождаются смуты" ("Шан цзюнь шу", 4 - 3 вв. До н.э.).Содержание и данного тезиса, и конф. Трактовки "действия" отражает такой его аспект, как практич. Завершенность. Др. Аспект "действия" - плановая разумность (сознательность) вытекает из доп. Значений коррелирующего иероглифа и (1) (помимо "долг/справедливость" также "смысл", "значение"), подкрепленных пассажами "Лунь юя" о непременном согласовании син (3) с "размышлениями" (сы (2)), "рассуждением" (люй) и "обдумыванием" (моу). Исходное значение слова "син (3)" - "идти" и его филос. Смысл как воплощения онтологически обусловленных этич.

И жизненных принципов выразились в терминологич. Словосочетании "син дао" ("идти Путем", "осуществлять Учение"), восходящем к "Мэн-цзы". Предпосылки этого мыслеобраза содержатся также в наличии у иероглифа син (3) (в чтении "хан") смыслов "ряд", "шеренга" и обозначении им классификац. Рядов ("элементов") в схеме "пяти элементов" (у син (1)), взаимодействие к-рых выступает выражением важнейших закономерностей мирового процесса - дао.Проблема соотношения "знания" с собственно "действием" имела три осн. Варианта решения. 1) "знание легко, действие трудно" (чжи и, син нань). 2) знание и действие совпадают в единстве (чжи син хэ и). 3) "знание трудно, действие легко" (чжи нань син и). Первый тезис вытекал из конф.

Подхода к "знанию" как набору социально-этич. Предписаний, поэтому достижение истины понималось как гл. Обр. Научение ей (ср. Положение Ян Сюна, 1 в. До н.э.- 1 в. Н.э. "Заниматься изучением - хуже, чем заниматься поиском наставника", и "Шу цзина", 11 -6 вв. До н.э. "Неверно, что знание трудно, трудно именно действие"). Тезис "знание легко, действие трудно" означал также, что "знание" предшествует "действию" (ср. "Сюнь-цзы". "Учение доходит до предела и завершается в действии"). Нормативную формулу их соотношения дал Чжу Си. "Если говорить о предшествующем и последующем, то знание - это предшествующее. Если говорить о малозначительном и важном, то действие - это важное". Ван Янмин, акцентируя понимание познавательных функций как действий, или "движений", и моральное содержание знания, выдвинул положение о "совпадающем единстве знания и действия" и с функциональной, и с этич.

Т. Зр. Ван Тинсян (15 - нач. 16 в.) подверг критике взгляды и Чжу Си, и Ван Янмина, истолковав "знание" и "действие" как равные, однопорядковые понятия, охарактеризовав их буд. Термином чжэнь жу ("истинная сущность" - татхата, "истинно сущие"). Ван Чуаныиань (17 в.) отверг процессуальную первичность "знания" по отношению к "действию", определив "действие" как "(движущую) силу стремления к знанию". "знание и действие соотносятся как (исходный) материал и его применение" (юн (2), см. Ти - юн). "действие м.б. Равно знанию, но знание не м.б. Равно действию", т.е. Практич. "действие" и обусловливает "знание" ("познание"), и воплощается в нем. Тань Сытун (19 в.) сформулировал тезис о приоритетности "знания". "Ценить только знание и (вообще) не ценить действие".

"знание - это дела тонких (лин) горних душ хунь (см. Хунь по)", т.е. Активность высших духовных субстанций. "действие - это дела (всего лишь) телесных душ по", низших составляющих человеч. Личности. "истинное (чжэнь) знание не может не (проявиться в) действии". Чжан Бинлинь (19 - нач. 20 в.) предложил противоположную трактовку, утверждая, что "разум" (чжи хуэй, см. Чжи (1)) людей не обязательно "раскрывается" в человеч. Делах. Его "раскрытие" обеспечивает революция как воплощение необходимого "действия".Сунь Ятсен (кон. 19 - нач. 20 в.), сначала поддержав концепцию Ван Янмина, впоследствии выработал собств. - "действие легко, знание трудно", вытекавшую из его знакомства с зап. Культурой. "Если (мы) сможем руководствоваться науч.

Принципами в достижении истинного знания, то быстрое претворение (его) в жизнь будет нетрудным делом". Тем не менее "действие - предшествующее, знание - последующее", поскольку "действие нацелено на достижение знания" и представляет собой "движение от непознанного к (его) познанию", чему способствует "уже имеющееся знание". Сунь Ятсен выделил три формы фактич. Соотношения "знания" и "действия", корреспондирующие с этапами развития человеч. Цивилизации. "не знать и действовать" - пер. Движения к цивилизации. "действовать и (потому) затем знать" - пер. Зарождения цивилизации и ее первоначального развития. "знать и (потому) затем действовать" - пер., начавшийся после науч. Открытий.**Сенин Н.Г. Общественно-политич. И филос.

Взгляды Сунь Ятсена. М., 1956. Буров В,Г. Мировоззрение кит. Мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 117 - 20. Феоктистов В.Ф. Филос. И общественно-политич. Взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. С. 91 - 107. Кобзев А.Я. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. С. 184 - 98. Титаренко М.Л. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987. С. 239 -65. Nivison D.S. The Problem of "Knowledge" and "Action" in Chinese Thought since Wang Yang-ming // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953. Tu Wei-ming. The Unity of Knowing and Acting. From a Neo-Confucian Perspective // Philosophy. Theory and Practice. Madras, 1970. Cua A.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yang-ming's Moral Philosophy.

Honolulu, 1982. XV..

Значения в других словарях
Записки о нормах поведения

ЛИ ЦЗИ "Записки о правилах благопристойности", "Книга ритуалов", "Книга установлений", "Книга обрядов", "Трактат о правилах поведения", "Записки о нормах поведения".Одно из главных произв. Конф. Канонич. Лит-ры. Текст составлялся в основном в 4 - 1 вв. До н.э. В 1 в. До н.э. Трактат "Л.ц." наряду с "Чжоу и", "Шу цзином", "Ши цзином" и "Чунь цю" включен в состав конф. "Пятикнижия" ("Пятиканония"- "У цзин"). В 12 в. Две главы "Л.ц."- "Да сюэ" ("Великое учение") и "Чжун юн" ("Срединность и постоянс..

Записки о правилах благопристойности

См. Записки о нормах поведения. ..

И ли

См. Церемонии образцовые и правила благопристойности. ..

Дополнительный поиск Знание - действие Знание - действие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знание - действие" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знание - действие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 17 символа