План из желтой реки

142

ХЭ ТУ "План из реки Хэ", "план (из Желтой) реки".Графич. Выражение математич. Структуры - варианта т.н. Магич. Креста, к-рый вместе со специфич. Вариантом магич. Квадрата - Ло шу ("письмена (документ) из реки Ло") считался источником базовых графич. Структур "Чжоу и", выражающих основы мироздания, - "восьми триграмм" (ба гуа, см. Гуа). Словосочетание Х.т. Встречается уже в "Шу цзине" (8 - 6 вв. До н.э.), гл. 'Ту мин" ("Советы и повеления"), но его точное значение там трудноопределимо. В "Си цы чжуани" ("Коммент. Привязанных слов", 4 в. До н.э.) - философичном приложении к осн. Корпусу "Чжоу и" "план, появившийся из реки Хэ", и "письмена, появившиеся из реки Ло", определяются как "образцы для совершенномудрых (црн (1)) людей".

В "Гуань-цзы" (5 - 3 вв. До н.э.), гл. "Сяо куан" ("Малое подспорье"), Х.т. И Ло шу (скорее, их "явления") причислялись к предзнаменованиям, по к-рым древние люди "постигали предопределение (мин (1))". Лю Синь (1 в. До н.э. - нач. 1 в. Н.э.) отождествил Х.т. С восемью триграммами, а Ло шу - с выражением содержания гл. "Хун фань" ("Великий план") "Шу цзина". Ян Сюн (1 в. До н.э.- нач. 1 в.) сообщил легенду, согласно к-рой мифич. Создатель кит. Цивилизации Фуси увидел Х.т. На боках "дракона-лошади", появившегося из реки Хуанхэ, а Ло шу - на панцире чудесной черепахи из реки Лошуй и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), гл. "У син чжи" ("Трактат о пяти элементах"), представлена версия, согласно к-рой Фуси на основе Х.т.

Создал восемь триграмм, а основатель дин. Ся великий Юй (23 в. До н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав "девять разделов" (цзю чоу), изложенных в главе "Хун фань" "Шу цзина". В эпоху Хань (3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.) существовали апокрифич. Соч. "Х.т." в девяти пянях (главах) и "Ло шу" в шести пянях. Девять приложений к ним раскрывали числовое содержание этих структур.Попытку объяснить связь Х.т. И Ло шу с восемью триграммами предпринял даос Чэнь Туань (кон. 9 - 10 в.). В его соч. "Перемены драконового плана" ("Лун ту и") комментировалась "Си цы чжуань" с применением традиц. Девятеричных (см. Цзин вэй) и пятеричных (см. У син (1)) матриц. Им была предложена графич. Схема - лун ту ("драконовый план"), или Х.т.

В развитие этой системы Лю My (11 в.) создал свои структуры Х.т. И Ло шу, с помощью к-рых изъяснялись числовые соответствия "Си цы чжуани" и "образов" (сян (1)) триграмм. В его соч. "Гоу шэн со инь ту" ("План, выуженный из глубин, разысканный в укрытии") девятеричная матрица была интерпретирована как Х.т., а система "пяти элементов" сопряжена с Ло шу. Направление в толковании этих "магич." фигур, представленное Лю My, солидаризировалось с Шао Юном (11 в.) в признании генетич. Первичности "чисел" (шу (1)) перед "образами" ("символами" -сян (1)), "образов" - перед "формами", объясняя истоки и структуру мира посредством "нумерологич." (см. Сян шу чжи сюэ) построений.Схемы Х.т. И Ло шу в их нынешнем виде представлены в соч.

"Чжоу и бэнь и" ("Коренной смысл "Чжоуских перемен") главного создателя неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.). Однако в соч. Чжу Чжэня (кон. 11-нач. 12 в.) "Чжоу и гуа ту" ("План графич. Схем "Чжоуских перемен") вместо схемы, известной ныне как Х.т., фигурирует совр. Схема Ло шу, и наоборот. По мнению Цай Юаньдуна (кон. 12-13 в.), Чжу Си заимствовал версию Лю My, поменявшего местами схемы, известные прежде как Х.т. И Ло шу. В 17 - нач. 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями Х.т. И Ло шу фигурировали некие трактаты по географии. На рис. 1а, 2а представлены традиц. Изображения Х.т. И Ло шу, где светлые кружки означают нечетные числа, темные - четные.

Сумма нечетных чисел "магич. Квадрата" Ло шу составляет 25 (1+3+5+7+9), четных - 20 (2+4+6+8). Сумма цифр по вертикали, горизонтали и диагонали - по 15, итого 45. Суммы нечетных и четных чисел "магич. Креста" Х.т. Составляют соответственно 25 и 30 - итого 55 (т.н. Число Неба и Земли - тянь ди чжи шу). Согласно толкованию Лю My, при сложении отдельно четных и нечетных чисел двух схем получается т.н. Число великого изобилия, или "великого расширения" (да янь чжи шу)- 50. "Числа" обеих фигур, т.е. Суммы чисел каждой из них, уменьшены либо увеличены на 5 относительно 50 для того, чтобы скрыть таинственное "число великого изобилия".Х.т. И Ло шу представляют собой стандартные "нумерологич." матрицы, в основе к-рых лежит "канонич." (цзин (1), см.

Цзин вэй) структура девятиклеточного квадрата. Х.т. Занимает внутри этой структуры пять клеток, каждой из к-рых соответствует пара чисел, включая 10. Числа каждой пары различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) именуется "порождающими числами" (шэн шу), вторая (6, 7, 8, 9, 10)- "формирующими числами" (чэн шу). Эти парные числа в модели Х.т. М.б. Соотнесены с триграммами, "пятью элементами" и расположены по сторонам света. Ло шу интерпретируется как собственно девятиклеточный квадрат. Помимо одинаковой суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали (15) он имеет ряд др. Закономерностей. Напр., он м.б. Использован как "математич. Машина". Складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, мы получаем следующее по порядку число.

1+6 = 7. 7+2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток. 9+4=13. 13- - 10 = 3. 3+8= 11. 11 - 10= 1.Схема Х.т. Соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. Гуа) как "прежденебесная" (сянь тянь, см. Тянь, Шао Юн), или генотип. Ло шу соотносится с порядком триграмм по Вэнь-вану - "посленебесным" (хоу тянь), фенотипом. Эти схемы применяются также для пространств, расположения системы у син (1), различных чисел (напр., в медицинских построениях используется Ло шу с суммой сторон 264) и т.д. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него информацию (напр., триграммы и гексаграммы, "элементы" у син (1), соотнесенные с ними планеты, сезоны, звуки, цвета, части тела, парафизиологич. Органы и т.п.) и оперировать ею по принципам, определенным закономерностями этих схем.

На их традиц. Изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (напр., 8 может интерпретироваться как две четверки и четыре двойки, 5 - как 3 и 2 и т.д.), что тоже учитывается при практич. Применении схем.**Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981. Сазонов В.А. Интерпретация схем Х.т. И Ло шу // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987. Кобзев А.И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиц. Культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Сб. Статей. Вып. 19. История школьных учебных книг. М., 1990. Его же. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994. Фалев А.И. Классич. Методология традиц. Кит. Чжэньцзю-терапии. М., 1992. Camman S. The Evolution of Magic Squares in China // Journal of American Oriental Society.

N.Y., New Haven, 1960. Vol. 80. Id. The Magic Square of Three // History of Religions. Chic., 1985. Vol. 24. №3. Cheng Chin-te. On the Mathematical Significance of the Ho Thu and Lo Shu // American Mathematical Monthly. Menasha, Buffalo. 1925. №32.По материалам А.И. Кобзева, В. А. Сазонова и Чжу Бокуня.

Значения в других словарях
Планы сражающихся царств

"ЧЖАНЬ ГО ЦЭ" "Планы сражающихся царств"История, памятник, сост. Историографом и библиографом Лю Сяном (1 в. До н.э.) на основе материалов, хранившихся в имп. Б-ке (дин. Зап. Хань, кон. 3 - кон. 1 в. До н.э.). Посвящен гос. Деятелям и событиям пер. Чжаньго ("Сражающихся царств", 453 - 221 до н.э.), т.е. Эпохи противоборства семи сильнейших владений древнего Китая, закончившейся победой гос-ва Цинь и созданием первой централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Включает тексты, испытавшие в..

Дополнительный поиск План из желтой реки План из желтой реки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "План из желтой реки" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением План из желтой реки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа