Стиль

125

ВЭНЬ "Письменность/культура" ("культурность", "цивилизованность", "цивильный", "гражданский", "гуманитарный", "просвещение", "образование", "литература", "изящная словесность", "стиль", "украшенность")- одна из центр, и наиболее специфич. Категорий кит. Филос., эстетич. И лит. Мысли. Этимологич. Значение - "татуировка, узор, орнамент".Терминологич. Оппозицию В. Составляют, с одной стороны, "природная (стихийная, материальная) основа" (чжи (4)) как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с др.- "военное начало", "воинственность" (у (2)) как разрушающее существующий порядок. В самом широком смысле В. Означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность. Напр., в живой природе это - "В. Зверей и птиц", т.е. Знаковая система их следов ("Си цы чжуань, II, 2), в неживой - "В.

Неба", т.е. Астрономич. Объекты и явления.Конфуций (6 - 5 вв. До н.э.), понимая В. Как культуру, связанную с книжной ученостью, ритуалом и музыкой, считал ее гармонич. Сочетание с природной основой признаком "благородного мужа" (цзюнь цзы) ("Лунь юй", VI, 16, XII, 8, 15, XIV, 13). В дальнейшем понятие В. В кит. Философии было предельно онтологизировано. В комментирующей части "Чжоу и" (4 в. До н.э.) уже говорится о "В. Неба" и "В. Человека" ("Туань чжуань", 22), "В. Неба и Земли" и дано определение В. Как проявляющейся в символах (сян (1)) "взамосвязи вещей" ("Си цы чжуань", I, 10, II, 10). В качестве универсальной онтологич. Структуры В. Связывалась с дао и "принципами" (ли (1J) всех вещей. Согласно "Хань Фэй-цзы", "дао есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов.

Принципы суть формирующая вещи В." (гл. 20). Позднее, особенно в неоконфуцианстве, утвердилось понимание В. Как эманации дао (Чжу Си, 12 в.) и "доступного наблюдению проявления принципов" (Ван Янмин, кон. 15 - нач. 16 в.), В гносеология, аспекте это порождало аналоги теории врожденных идей. Так, по мысли Ли Чжи (16 - нач. 17 в.), "высшая В. В Поднебесной не может не происходить из детского сердца" ("Тун синь шо"). В традиц. Литературоведческих соч. Слово В. Могло применяться в узком смысле, даже сводиться к обозначению рифмованного текста.А.И. КобзевИзящное слово как носитель культуры. Первонач. Значение В.- "узор, орнамент" - сохраняется в терминах астрологии/астрономии (тянь В.- "небесные узоры", небесные явления) и в назв.

Этой науки (тянь-вэньсюэ)- "наука о небесных узорах". Впоследствии В. Стало обозначать иероглифич. Письменность ("орнаментальное" письмо) и словесность ("узорное", "украшенное" слово). Конфуций (6 - 5 вв. До н.э.) считал В. Носителем древней традиции, подлежащей сохранению, передаче и подражанию. К В. Относятся древнейшие книги, вошедшие в конф. Канон. "Ши цзин", "Шу цзин", "Чжоу и" ("И цзин"), "И ли", "Чжоу ли". Позднее к ним добавлены др. Соч., а В. Стало обозначать всю сумму культурных представлений, связанных со знанием словесности. Хранителем В. Считалось окружение государя, состоящее из "благородных мужей" (цзюнь цзы), знатоков заключенной в В. Традиции, к-рые должны поправлять государя, нарушающего традицию. С филос. Значением В.

Связана конф. Доктрина "исправления имен" (чжэн мин). Поскольку в В. Важно правильное употребление слов, необходимо точно называть вещи и поступки. Так, нельзя именовать государем того, кто действует не согласно с этим званием. На р-же н.э. Носителем В. Все чаще становится чиновник, член аппарата управления, с чем связано введение в 121 до н.э. Системы гос. Экзаменов на знание В. Отсюда противопоставление гражданской власти (В. - "руководствующиеся В.") и военной администрации (у (2) - "вооруженные"), где предпочтение отдается В. Создается служилая образованная элита "знатоков" (жу), к-рая ко 2-й пол. 1-го тыс. Н.э. Рассматривается как носительница В.- наиболее универсального выражения традиции и наивысшей характеристики положительных и государственно важных качеств человека.

В учении Чжу Си (12 в.) термин В. Теряет свою универсальность. По "небесным В." должно корректировать конкр. Деятельность людей, а по "В. Словесности"- общие основы семьи, об-ва и гос-ва. Слог В. Входит в совр. Термины из обл. Культуры. Вэньсюэ ("подражание В.")-лит-pa, вэньи (1) ("искусство В.")- изящная словесность, вэнь-сянь ("дары В.") и вэньи (2) ("наследство В.")-лит. Наследие, вэньу ("предметы В.")- материальная культура, вэньхуа ("преобразование с помощью В.")- культура вообще, гл. Обр. Гуманитарная, вэньмин ("свет В.")- цивилизация, вэньцзы ("знаки В.") - иероглифич. Письменность и т.п.Л.Н. Меньшиков.

Значения в других словарях
Стиль

I(Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1945—1949 партийный работник, журналист. В 1950—1959 главный редактор газеты «Юманите» («L'Humanite»), затем её литературный обозреватель. С. Избирался кандидатом в члены и членом ЦК ФКП (1950—69). В первых сборниках рассказов — «Слово „шахтёр", товарищи» (..

Стиль

СТИЛЬ языка -1) разновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации - в быту, в официально-деловой сфере и т. Д. - и отличающаяся от др. Разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики (официально-деловой, разговорный, научный, книжный стиль).2) Индивидуальные особенности чьей-либо речи.. ..

Стиль

"СТИЛЬ" ("Де Стейл") (голландское De Stijl), авангардистское объединение голландских художников (1917 - 31). Мастера "стиля" выдвинули теорию неопластицизма - геометрической разновидности абстрактного искусства (П. Мондриан>), в архитектуре создали строгие и аскетичные по облику постройки (Т. Ван Дусбюрг, Я.Й.П. Ауд, Г. Ритвелд).. ..

Стиль

(лат. Stilus, от греч. Stylos - палочка для писания). 1) в литературе. Образ выражения, слог, своеобразный образ изложения мыслей выдающихся писателей. 2) род грифеля, которым древние писали на навощенных дощечках, нижний конец которого был острый, а верхний широковатый и плоский, чтобы написанное на воске можно было стереть или поправить. 3) в худож. Смысле. Особенности в выражении идеи тою или иною школой, тем или иным художником. 4) времясчисление по юлианскому (старый стиль) и грегорианскому..

Стиль

Вкус, дух, образ, манера, пошиб, род, школа, жанр. Изложение, речь, слог, перо, кисть.. ..

Стиль

Совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. О богатом, выразительном стиле. Блестящий, выпуклый, выразительный, гибкий, гладкий, живописный, индивидуальный, искрометный, лаконичный, лапидарный, неповторимый, неподражаемый, оригинальный, отточенный, превосходный, прекрасный, сочный, яркий. О книжном, высокопарном, изысканном стиле. Витиеватый, возвышенный, высокий, высокопарный, выспренний, вычурный,..

Стиль

Общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств..

Стиль

(от лат. Stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек зрения.В русистике наиболее общепринятыми являются формулировки термина-понятия "С.", базирующиеся на его определении В.В. Виноградовым (1955). "Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов ..

Стиль

(иноск.) - вкус, род, изображение чего-либо. (собств.) слог. Намек на род пера у древнихСр. Сколько неосновательны стремления поправить дело во вкусе той старины, о которой люди, стремящиеся к ней, не имеют верного понятия, столь же непрактичными представляются и некоторые новые прожекты, предлагающие различные мероприятия в самоновейшем стиле.Лесков. Домашняя челядь. 2.Ср. Styl (нем.), style (англ.), style (фр.) - слог.Ср. Stylus, грифель - слог (Cic.).Ср. ΣП„ПЌО»ОїП‚, писчая трость, грифель, с..

Стиль

М. Штиль, немецк. В искуствах. Пошиб. Род, образ, вкус, манера. Стиль готический, мавританский. | В счислении времени. Старый или юлианский, и новый или грегорианский стиль. Первый отстал на 12 дней.. ..

Стиль

1. М.1) а) Совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы.б) Совокупность характерных признаков, свойственных чему-л., отличающих что-л.2) а) Совокупность приемов использования средств языка, характерная для писателя или литературного произведения, направления, жанра.б) Совокупность особенностей в построении речи и словоупотреблении, манера словесного изложения.3) а) Совокупность приемов чьей-л. Де..

Стиль

-я,м. Способ летосчисления. Старый с. (так наз. Юлианский календарь). Новый с. (так наз. Григорианский календарь). По новому стилю.. ..

Стиль

Стиля, м. (греч. Stylos, букв. Палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках). 1. Совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-н. Художника, эпохи или нации. Архитектурные стили. Готический стиль. Мавританский стиль. Музыкальные стили 19 века. Русский стиль в архитектуре. Стиль модерн. 2. Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления. Стиль Гоголя. Гоголевс..

Стиль

Заимств. В Петровскую эпоху из франц. Яз., где style <. Лат. Stilus «палочка для письма» >. «почерк» >. «стиль».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Стиль

Латинское – stylus (заостренный кол, палочка, стиль, склад речи, слог).. ..

Стиль

Род. П. -я, начиная с Петра I, когда употреблялось то в форме стиль, то штиль, даже штыль, Долгоруков, 1703 г., см. Христиани 44. Последнее заимств. Через польск. Styl (ввиду -ы-). Форма на ш- (Ломоносов), – возм., через нем. Stil. Напротив, стиль, по-видимому, из франц. Style. См. Преобр. II, 386.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Стиль

1. Понятие стиля. - С. - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. Возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально-исторической действительности, отражаемой в поэтических образах. Таким образом в С. Осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения.Характер С. Определяется своеобразием конкретной исторической действит..

Стиль

СТИЛЬ — совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных данной эпохой, которая формирует литературные направления, являющиеся выражением определенных общественных тенденций. Помимо общих тематических и лексических особенностей С. Данной эпохи, большое значение имеют характерные стилевые признаки произведений определенного литературного направления, школы, группы и, наконец, индивидуальный авторский стиль.В старой русской поэтике 18 в. Под С. («штиль») разумелась сист..

Стиль

- (лат. Stylus <. Греч. Stylos - стило, палочка для письма. Иногда слово stylos служило также для обозначения способа изложения, склада речи) - эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи). Общность всех сторон и элементов произведения (см. Содержание и форма), придающая ему своеобразие, определенную оригинальность (например, стиль И.С. Тургенева отличается лаконизмом, скрытым психологизмом. Л.Н. Толстого, напротив, предельной де..

Стиль

        (лат. Stilus, stylus, от греч. Stэlos - остроконечная палочка для письма), устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. Таким образом термин "стиль" употребляется в различных значениях и в современной теории стиля существуют различные мнения об объёме этого понятия. Иногда с ним..

Стиль

- подсистема языка, функциональная разновидность речевой практики со своим характерным словарем и фразеологическим фондом, коммуникативными функциями и задачами, др. Особенностями.Любой С. Связан с определенной сферой применения языка. Как вариант речи С. Отличает определенную сферу общения от всех прочих. В XVII и XVIII вв. Разрабатывалась "теория трех С.". Язык и речь, согласно этой теории, делили на 3 сферы, 3 С. - высокий, средний и низкий. При этом предмет речи ("материя"..

Стиль

— палочка — в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла ипи дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте. Позже С. Стали называть средства художественной выразительности, творческих приемов, общность образной системы, а также разновидность языка, используемого в типичной социальной среде или индивидуальные особенности письма и речи.. ..

Справедливость

См. Честность. ..

Су ши

Су Цзычжань, Су Дунпо. 1037, Мэйшань (совр. Пров. Сычу-ань),- 1101.Литератор, мыслитель, политич. Деятель, один из крупнейших поэтов Китая. Как мыслители и литераторы известны также его отец Су Сюнь и мл. Брат Су Чэ ("трое (из семьи) Су" - сань Су). Осн. Филос. И политич. Соч. - "Дунпо ци цзи" ("Семь сборников произв. Дунпо"), "Луаньчэн цзи" ("Собр. Произв. Из Луань-чэна"), "Пи лин и чжуань" ("Коммент. К ("Чжоуским) переменам" из ближней усыпальницы"). Состоял на гос. Службе, был чл. Ханьлинь ак..

Субстанция - акциденция

См. Основа - второстепенное. ..

Стиль

Основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. В этом смысле говорят о творческих стилях (романский, готический стиль, стиль эпохи Возрождения, стиль барокко и т. Д.), о стиле культуры (у Ницше культура – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни), о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности (гётевский стиль жизн..

Стиль

общность форм выражения, обусловленная единством идейного содержания.. ..

Дополнительный поиск Стиль Стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стиль" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа