Су ши

167

Су Цзычжань, Су Дунпо. 1037, Мэйшань (совр. Пров. Сычу-ань),- 1101.Литератор, мыслитель, политич. Деятель, один из крупнейших поэтов Китая. Как мыслители и литераторы известны также его отец Су Сюнь и мл. Брат Су Чэ ("трое (из семьи) Су" - сань Су). Осн. Филос. И политич. Соч. - "Дунпо ци цзи" ("Семь сборников произв. Дунпо"), "Луаньчэн цзи" ("Собр. Произв. Из Луань-чэна"), "Пи лин и чжуань" ("Коммент. К ("Чжоуским) переменам" из ближней усыпальницы"). Состоял на гос. Службе, был чл. Ханьлинь академии. Из-за несогласия с реформами Ван Анъши сослан в провинцию, после возвращения в столицу служил по ведомству ритуалов. Последние годы жизни провел в ссылке. Был сторонником идеи "единства трех учений" (сань цзяо хэ и, см. Сань цзяо)- конфуцианства, даосизма и буддизма.

Испытал сильное влияние буд. И даос. Идей. Путь от мирового начала - дао - к "множеству вещей" (вань у) рассматривал как процесс перехода от "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) к "наличию/бытию" (ю), причем само дао считал категорией высшего онтологич. Уровня, ставя ниже категории "наличие" и "отсутствие". Космос (юй чжоу) С.Ш. Полагал проявлением мирового "духа" (шэнь (1)), или "владыки" (ди (1)), сокровенно присутствующего в вещах и условно познаваемого лишь благодаря наблюдению мировых "превращений" (бянь хуа, см. Хуа) ("Пи лин и чжуань", цз. 7). По взглядам на человеч. "(индивид.) природу" (син (1)) был близок к Лоянской школе. Считал "предопределение" (мин (1)) некой объективной реальностью, на к-рую нацелена человеч.

"(индивид.) природа". "предопределение" так же обязательно, как приказ государя и веление Неба, к-рые суть тоже "предопределение".Политико-экономич. Взгляды С.Ш. Опирались на древнекит. Доктрину "основного и второстепенного" ("ствола и ветвей", бэнь мо), где "основным" считалось земледелие, "второстепенным" - торговля и ремесло. Воплощение этой доктрины он видел в якобы существовавшей в древности системе "колодезных полей" (цзин тянь). Гл. Ее достоинство С.Ш. Усматривал в обеспечении оседлости многих поколений землевладельцев. В духе собственной трактовки этой системы предложил проект "равномерного (расселения) населения" (цзюнь ху коу). Переселение "служилых-сановников" (ши дафу), не связанных с землевладением и часто перемещаемых по службе, в неосвоенные плодородные р-ны пров.

Хунань и Хубэй. Предполагалось, что они будут использовать труд бывшего "бродячего люда" и др. Добровольных переселенцев. Он предлагал также упорядочить налогообложение (в соответствии с количеством и качеством земли), что должно уменьшить возможности злоупотреблений чиновничества при назначении налога. Однако под эти ограничения должны были подпасть только земли, вовлеченные в сферу купли-продажи. Т.о.С.Ш. В отличие от Ли Гоу, Ван Аньши и ряда др. Теоретиков реформ не ставил задачей ограничение крупного землевладения.*Су Дунпо цзи (Собр. (соч.) Су Дунпо). Шанхай, 1935. Кит. Классич. Проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 311- 27. **Лапина З.Г. Политич. Борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 180 - 6.

Мартынов А.С. Конф. Личность и гос-во (постановка вопроса у Су Дунпо) // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975..

Значения в других словарях
Су Ши

(известен также под именем Су Дун-по) (1036, провинция Сычуань, — 1101, г. Чанчжоу), китайский писатель и политический деятель. Принимал участие в политической борьбе вокруг проектов реформы системы правления. Выступив против Ван Ань-Ши, с 1079 по 110 провёл в тюрьме и ссылке. С. Ш. Оставил глубокий след во всех «высоких» жанрах литературы своего времени. Сохранилось несколько тысяч стихотворных и прозаических (главным образом эссеистических) произведениях, отмеченных экспрессией. В творчестве С..

Су Ши

СУ ШИ (1036-1101) - китайский писатель, политический деятель эпохи Сун. Философская, политическая и пейзажная лирика, проза отмечены экспрессией и романтической приподнятостью.. ..

Стиль

ВЭНЬ "Письменность/культура" ("культурность", "цивилизованность", "цивильный", "гражданский", "гуманитарный", "просвещение", "образование", "литература", "изящная словесность", "стиль", "украшенность")- одна из центр, и наиболее специфич. Категорий кит. Филос., эстетич. И лит. Мысли. Этимологич. Значение - "татуировка, узор, орнамент".Терминологич. Оппозицию В. Составляют, с одной стороны, "природная (стихийная, материальная) основа" (чжи (4)) как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с д..

Субстанция - акциденция

См. Основа - второстепенное. ..

Дополнительный поиск Су ши Су ши

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Су ши" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Су ши, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа