Су ши
Су Цзычжань, Су Дунпо. 1037, Мэйшань (совр. Пров. Сычу-ань),- 1101.Литератор, мыслитель, политич. Деятель, один из крупнейших поэтов Китая. Как мыслители и литераторы известны также его отец Су Сюнь и мл. Брат Су Чэ ("трое (из семьи) Су" - сань Су). Осн. Филос. И политич. Соч. - "Дунпо ци цзи" ("Семь сборников произв. Дунпо"), "Луаньчэн цзи" ("Собр. Произв. Из Луань-чэна"), "Пи лин и чжуань" ("Коммент. К ("Чжоуским) переменам" из ближней усыпальницы"). Состоял на гос. Службе, был чл. Ханьлинь академии. Из-за несогласия с реформами Ван Анъши сослан в провинцию, после возвращения в столицу служил по ведомству ритуалов. Последние годы жизни провел в ссылке. Был сторонником идеи "единства трех учений" (сань цзяо хэ и, см. Сань цзяо)- конфуцианства, даосизма и буддизма.
Испытал сильное влияние буд. И даос. Идей. Путь от мирового начала - дао - к "множеству вещей" (вань у) рассматривал как процесс перехода от "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) к "наличию/бытию" (ю), причем само дао считал категорией высшего онтологич. Уровня, ставя ниже категории "наличие" и "отсутствие". Космос (юй чжоу) С.Ш. Полагал проявлением мирового "духа" (шэнь (1)), или "владыки" (ди (1)), сокровенно присутствующего в вещах и условно познаваемого лишь благодаря наблюдению мировых "превращений" (бянь хуа, см. Хуа) ("Пи лин и чжуань", цз. 7). По взглядам на человеч. "(индивид.) природу" (син (1)) был близок к Лоянской школе. Считал "предопределение" (мин (1)) некой объективной реальностью, на к-рую нацелена человеч.
"(индивид.) природа". "предопределение" так же обязательно, как приказ государя и веление Неба, к-рые суть тоже "предопределение".Политико-экономич. Взгляды С.Ш. Опирались на древнекит. Доктрину "основного и второстепенного" ("ствола и ветвей", бэнь мо), где "основным" считалось земледелие, "второстепенным" - торговля и ремесло. Воплощение этой доктрины он видел в якобы существовавшей в древности системе "колодезных полей" (цзин тянь). Гл. Ее достоинство С.Ш. Усматривал в обеспечении оседлости многих поколений землевладельцев. В духе собственной трактовки этой системы предложил проект "равномерного (расселения) населения" (цзюнь ху коу). Переселение "служилых-сановников" (ши дафу), не связанных с землевладением и часто перемещаемых по службе, в неосвоенные плодородные р-ны пров.
Хунань и Хубэй. Предполагалось, что они будут использовать труд бывшего "бродячего люда" и др. Добровольных переселенцев. Он предлагал также упорядочить налогообложение (в соответствии с количеством и качеством земли), что должно уменьшить возможности злоупотреблений чиновничества при назначении налога. Однако под эти ограничения должны были подпасть только земли, вовлеченные в сферу купли-продажи. Т.о.С.Ш. В отличие от Ли Гоу, Ван Аньши и ряда др. Теоретиков реформ не ставил задачей ограничение крупного землевладения.*Су Дунпо цзи (Собр. (соч.) Су Дунпо). Шанхай, 1935. Кит. Классич. Проза в переводах акад. В.М. Алексеева. Изд. 2-е. М., 1959. С. 311- 27. **Лапина З.Г. Политич. Борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 180 - 6.
Мартынов А.С. Конф. Личность и гос-во (постановка вопроса у Су Дунпо) // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975..
Дополнительный поиск Су ши
На нашем сайте Вы найдете значение "Су ши" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Су ши, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа