Сыма гуан

145

Сыма Цзюнь-ши1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. Пров. Цзянси), - 1086.Историк, философ, политич. Мыслитель, гос. Деятель. Был идейным вождем т.н. Старой партии (цзю дан) - группировки, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Гл. Создатель неоконфуцианства Чжу Си причислял С. Г. К самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960 - 1127)- "шести учителям" - наряду с Шао Юном, Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао и Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие правительств, посты, был чл. Ханьлинь академии. Осн. Соч. - историч. Труд "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), написанный в соавторстве с Лю Шу, Лю Бинем и Фань Цзуюем, охватывает события с 403 до н.э. По 960 н.э.

И носит назидательно-утилитарный характер. Гл. Филос. Труд - "Тай сюань чжу" ("Резюмирующий коммент. К "(Канону) Великого сокровенного", толкование на произв. Ян Сюна, 1 в. До н.э.- нач. 1 в.). Соч. С.Г. Сведены в сб. "Сыма Вэньчжэн-гун цзи" ("Собр. Произв. Сыма - князя Культурной Правильности"), "Цзи гу лу" ("Записи об учебе у древности") и др.Натурфилос. Воззрения С.Г. Складывались под влиянием учения Ян Сюна. Считал Небо (тянь) гл. Управляющим природным началом, "отцом тьмы вещей", награждающим за подчинение его "предопределению" (мин (1)) и наказывающим за попытки уклониться от него ("Сыма Вэнь...", цз. 74). "Небесное предопределение" (тянь мин) тождественно человеч. "(индивид.) природе" (син (1)), в к-рой смешаны добро и зло и к-рая не м.б.

Изменена ("Тай сюань чжу", гл. "Сюань хэн"- "Взвешивание сокровенного"). В обл. Учения о познании С.Г. Основывался на толковании понятия "гэ" ("различение", "выверение"), входящего в бином "гэ у" ("различение (выверение) вещей", см. У (3)) из конф. Памятника "Да сюэ", как "защиты" (хань), "обороны" (юй) сознания от внеш. Вещей. Это помогает выходу в сферу "чистого мышления" (цзин сы) и постижению дао. Эталон мудрости - "духовное сердце" (шэнь синь, см. Шэнь (1), Синь (1)) древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей. Как политич. Мыслитель считал необходимым постоянное нравственное совершенствование правителей и моральное воздействие на них конф. Ученых. Благосостояния и спокойствия в стране древние правители достигали тем, что не изменяли законов предков.

Поэтому задача приближенных - оказывать поддержку государю в делах управления, а не заниматься преобразованиями. Реформы - практич. Воплощение идей "низких людей" (сяо жэнь, см. Цзюнь цзы), стремящихся к выгоде, что противоречит конф. Идеалу "долга/справедливости" (и (1)). Оспаривал программу реформ Ван Аньши с позиций защиты интересов частных земельных собственников, богатых торговцев и предпринимателей. Осуждал стремление реформаторов обогатить казну без увеличения налогов, за счет крупных торговцев. Доказывал взаимозависимость зажиточных и неимущих слоев населения. "богатые дают бедным взаймы, чтобы разбогатеть, бедные берут в долг у богатых, чтобы жить. Они живут, поддерживая друг друга". Исходя из этого, выступал против системы гос.

Ссуд."Цзы чжи тун цзянь" С.Г. Был прокомментирован Чжу Си. Указ, труд стал образцом для последующих историков-конфуцианцев, напр. Ли Тао (12 в.), написавшего "Сюй Цзы чжи тун цзянь чан бянь" ("Материалы, продолжающие "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"), Би Юаня (18 в.), ред. И составителя "Сюй цзы чжи тун цзянь" ("Продолжение "Всеобщего зерцала, управлению помогающего"), и др.*Цзы чжи тун цзянь. Пекин, 1956. **Лапина З.Г. Политич. Борьба в средневек. Китае (40 - 70-е годы XI в.). М., 1970. С. 201 - 4, 223 - 30, 265 и др.З.Г. Лапина.

Значения в других словарях
Сыма Гуан

(1017 или 1019 — 1086) китайский историк. Родился в семье крупного чиновника. Был член академии Ханьлинь, служил цензором, историографом, советником. Консерватор, выступал против реформ Ван Ань-Ши. Наиболее крупный исторический труд С. Г. — «Цзы чжи тун цзянь» («Всеобщее обозрение событий, управлению помогающее»), охватывающий период с 403 до н. Э. До 959 н. Э. Составлен в сотрудничестве с Лю Бинем, Лю Шу и Фань Цзу-юем. ..

Сыма Гуан

(1017 или 1019-1086) - кит. Историк и политич. Деятель. Род. В семье крупного чиновника. Имел ученую степень цзиньши, был членом академии Ханьлинь, служил цензором, историографом, советником. С. Г. - глава группы наиболее консервативных деятелей эпохи Сун (960-1279), выступал против реформ Ван Ань-ши, за что подвергся гонениям и в 1070 выслан из столицы. Поселился в Лояне, где прожил 15 лет, занимаясь составлением трудов по истории Китая. В последний год жизни был возвращен ко двору и занимал та..

Сы ку цюань шу

См. Полное собрание книг четырех хранилищ. ..

Сыма тань

?, Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси),- 110 до н.э. Придворный историограф-астролог дин. Зап. Хань. Основываясь на текстах "Го юй", "Чжань го цэ", чуской и ханьской версиях "Чунь цю" и др. Историч. Источниках, начал составление обобщающего историч. Труда, завершенного его сыном Сыма Цянем и известного как "Ши цзи" ("Историч. Записки"). Ориг. Произв. С.Т.- трактат "Лунь лю цзя чжи яо чжи" ("Осн. Указания о шести школах"), включенный Сыма Цянем в "Ши цзи". В синологич. Лит-ре высказывают..

Сыма цянь

Сыма Цзычжан. 145(?) до н.э., Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси)- ?Историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, тайшилина (гл. Историографа и астролога) при дворе У-ди, императора дин. Зап. Хань (140 - 87 до н.э.). С.Ц. Учился у Дун Чжуншу и Кун Аньго. В 20-летнем возрасте начал путешествовать по стране для сбора историч. Сведений, преданий, изучения нар. Обычаев. Начал службу при дворе в должности ланьчжуна (чина дворцовой охраны). В 108 до н.э., через три года после смерти отца, унас..

Дополнительный поиск Сыма гуан Сыма гуан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сыма гуан" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сыма гуан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа