Сыма тань

293

?, Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси),- 110 до н.э. Придворный историограф-астролог дин. Зап. Хань. Основываясь на текстах "Го юй", "Чжань го цэ", чуской и ханьской версиях "Чунь цю" и др. Историч. Источниках, начал составление обобщающего историч. Труда, завершенного его сыном Сыма Цянем и известного как "Ши цзи" ("Историч. Записки"). Ориг. Произв. С.Т.- трактат "Лунь лю цзя чжи яо чжи" ("Осн. Указания о шести школах"), включенный Сыма Цянем в "Ши цзи". В синологич. Лит-ре высказываются также предположения о принадлежности С.Т. Гл. 11, 25, 39, 86, 87, 97 и 127 "Историч. Записок". В "Осн. Указаниях..." С.Т. Дал оценку воззрений шести филос. Школ - инь ян цзя, конфуцианства, мо цзя, мин цзя, легизма и дао дэ цзя. Наиболее высоко он оценил Хуан (-ди)-Лао (-цзы) учение, утверждая, что мыслители "школы дао" предложили методы управления, взявшие важнейшее из учений мин цзя и легизма и обеспечивающие верный успех государю.

Следуя им, "делать нужно мало, а результаты будут велики". Осн. Заслуга легистов - в установлении жестких и неизменных различий между государем и сановниками, высшими и низшими. Однако представители легизма "жестоки, и милосердия им не хватает". Суть конфуцианства, по С.Т., в том, что государь рассматривается как "образец для Поднебесной". Он "идет впереди, а сановники следуют за ним". Это чревато тем, что "государь будет трудиться, а сановники - пребывать в праздности". В целом воззрения С.Т. Отличает эклектизм даос. (см. Даосизм) толка. Он полагает, что для осуществления дао государь должен отказаться от активного вмешательства в дела правления, суетных желаний и мудрствования, положившись на верные методы управления.

Сыма Цянь, поясняя слова отца, толкует эти методы как "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и син мин ("наказания и имена".см. Шэнь Бухай, Легизм). См. Лит-ру к ст. "Я/ц цзи", Сыма Цянь.Ли Си.

Значения в других словарях
Сыма гуан

Сыма Цзюнь-ши1019, Шаньчжоу уезда Ся (совр. Пров. Цзянси), - 1086.Историк, философ, политич. Мыслитель, гос. Деятель. Был идейным вождем т.н. Старой партии (цзю дан) - группировки, противодействовавшей реформам Ван Аньши. Гл. Создатель неоконфуцианства Чжу Си причислял С. Г. К самым выдающимся мыслителям эпохи Сев. Сун (960 - 1127)- "шести учителям" - наряду с Шао Юном, Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао и Чжан Цзаем. Из семьи крупного сановника, в 1038 получил высшую ученую степень цзиньши. Занимал вы..

Сыма цянь

Сыма Цзычжан. 145(?) до н.э., Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси)- ?Историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, тайшилина (гл. Историографа и астролога) при дворе У-ди, императора дин. Зап. Хань (140 - 87 до н.э.). С.Ц. Учился у Дун Чжуншу и Кун Аньго. В 20-летнем возрасте начал путешествовать по стране для сбора историч. Сведений, преданий, изучения нар. Обычаев. Начал службу при дворе в должности ланьчжуна (чина дворцовой охраны). В 108 до н.э., через три года после смерти отца, унас..

Сю шэнь

См. Совершенствование тела/личности. ..

Дополнительный поиск Сыма тань Сыма тань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сыма тань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сыма тань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа