Тринадцатиканоние

316

"ШИ САНЬ ЦЗИН" "Тринадцатиканоние", "Тринадцать канонов".Собр. Авторитетнейших памятников древнекит. Мысли (кон. 2-го - кон. 1-го тыс. До н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. Основой традиц. Философии, науки, системы образования и гос. Экзаменов для получения ученых степеней и офиц. Должностей (кэ цзюй). R "Ш.с.ц." входят произведения самой широкой тематики (филос., религ.-этич., ритуально-дидактич., историч., художеств., филологич. И др.). "Чжоу и" ("Чжоуские перемены", или "И цзин" - "Канон перемен", "Книга перемен"), "Шу цзин" ("Канон (документальных) писаний", "Книга истории"), "Ши цзин" ("Канон стихов", "Книга песен"), "Чжоу ли" ("Правила благопристойности (эпохи) Чжоу"), "И ли" ("Образцовые церемонии и правила благопристойности"), "Ли цзи" ("Записки о правилах благопристойности", "Записки о ритуале"), "(Чунь цю) Цзо чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Цзо"), "(Чунь цю) Гунъян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гунъяна"), "(Чунь цю) Гулян чжуань" ("(Летопись весен и осеней) с комментариями Гуляна"), "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Сяо цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Эр я" ("Приближение к классике" - первый в Китае толковый словарь, 3 - 2 вв.

До н.э.), "Мэн-цзы". Термин "цзин (1)" - "канон", "канонич. Книга", "уставной текст" - этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологич. Смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. Частями текста (см. Цзин вэй). Последнее значение цзин (1) реализовано в девятичленной архитектонике "Ш.с.ц.". Три соч. О "благопристойности" (ли (2)) и "Чунь цю" ("(Летопись) весен и осеней") с тремя коммент. Представляют собой два целостных образования, к-рые вместе с остальными произведениями "Ш.с.ц." складываются в систему из девяти канонов. Ядро "Ш.с.ц." - "Шестиканоние" ("Лю цзин") скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты - "Шу (цзин)" и "Ши (цзин)" (кон.

2-го-1-я пол. 1-го тыс. До н.э.). По крайней мере к 4 в. До н.э. В "Шестиканоние" входили. "Ши (цзин)", "Шу (цзин)", "Ли" ("Ли цзи" или "И ли"), "Юэ (цзин)" ("(Канон) музыки"), "(Чжоу) и", "Чунь цю". Отсутствующий ныне "Юэ цзин" или числился в этом наборе номинально, как приложение к "Ши цзину" (т.зр. Каноно-ведческой школы цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конф. Лит-ры по приказу императора Цинь Шихуана в 213 г. До н.э. (т.зр. Школы гувэнь цзин сюэ). Возможно, части "Юэ цзина" вошли в главу "Юэ цзи" ("Записки о музыке") "Ли цзи". В 136 г. До н.э. "Пятиканоние" ("У цзин"), т.е. "Шестиканоние" без "Юэ цзина", было признано основой офиц. Идеологии и системы образования. В пер. Правления дин. Тан (618 - 907) были включены в канонич.

Свод и все проч. Указ, произв. "Ш.с.ц.", кроме "Мэн-цзы". При дин. Сун (960 - 1279) неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконф. "Пятиканоние" собственно конф. "Четверокнижием" ("Сы шу") в составе "Да сюэ" ("Великое учение" - гл. "Ли цзи"), "Чжун юн" ("Срединное и неизменное" - гл. "Ли цзи"), "Лунь юй", "Мэн-цзы". Книги-шу (5), с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин (1), но с др. - ассоциируются с древнейшим каноном "Шу (цзин)", т.е. "Книгой с большой буквы" (ср. Библия). С 12 - 13 вв. "Ш.с.ц." стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и гос. Деятель Жуань Юань выпустил в свет "Ш.с.ц." с наиболее полной сводкой авторитетных коммент., толкований и собств. Разъяснений.*Ш.с.ц.

Чжу шу ("Тринадцатиканоние" с коммент.). Кн. 1 - 40. Пекин, 1957. Жуань Юань. Ш.с.ц. Чжу шу фу цзяо кань цзи ("Тринадцатиканоние" с коммент., дополненное записками о сверке текстов). Т. 1 - 2. Пекин, 1982. "Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947. С. 3 - 64. Карапетьяни A.M. Формирование системы канонов в Китае // Этнич. История народов Вост. И Юго-Вост. Азии в древности и ср. Века. М., 1981. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Триада чистых

САНЬ ЦИН"Триада чистых", "три чистоты". Даос, понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургич. Символизма три аспекта дао.Объединяет три осн. Смысла.1. Религиозно-филос. Неиерархизированные аспекты саморазвертывания единого дао-универсума.2. Космогонич. Сферы горнего мира - Юй цин ("Нефритовая чистота"), Шан цин ("Верховная чистота") и Тай цин ("Великая чистота"), *обиталища небожителей.3. Религ. (в позднем даосизме). Божества горних сфер. Сфере Юй цин соответствует Юаньши тянь-цзунь ..

Тунчэнская школа

Тунчэн пай.Каноноведческая и лит. Группировка в рамках "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ), представлявшая господствующее направление традиц. Кит. Эстетич. Мысли 18-19 вв., конца эпохи относительно автохтонного развития кит. Культуры. Построения мыслителей Т.ш. В трактатах гл. Обр. По теории словесности и живописи выражали в обл. Эстетики офиц. Идеологич. Ортодоксию пер. Правления маньчж. Дин. Цин (1644- 1911). Филос. Основу Т.ш. Составляло чжусианство, ее идеи в обл. Теории словеснос..

Тьма

СЮАНЬ"Сокровенное" ("скрытое", "таинственное", "мистич.", "непостижимое", "мрак", "тьма", "иссиня-черное").Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В "Дао дэ цзине" ( § 1 и др.) употребляется как метафора непостижимого дао, а бином "С. Тун" ("сокровенное единение", § 56) означает сферу "сокровенности" - область онтологич. Тайны мира. Проникновение в нее связано с выходом из сферы ощущений и представлений и соединением с непостижимым, чувственно не воспринимаемым светом ("сиянием"..

Дополнительный поиск Тринадцатиканоние Тринадцатиканоние

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тринадцатиканоние" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тринадцатиканоние, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 17 символа