Учение о середине

261

"ЧЖУН ЮН" "(Учение) о срединном и неизменном (пути)","Срединное и неизменное", "Учение о середине".Конф. Филос. Трактат, традицией приписываемый Цзы Сы (5 в. До н.э.), но, видимо, созданный ок. 3 в. До н.э. (по разным версиям 5 - 3, 4 - 3, 3 - 2 вв. До н.э.). Первоначально - часть трактата "Ли цзи", с 4 - 6 вв. Рассматривалась как самост. Произв. Отличается тематич. Разнообразием и сложной композицией.Назв., восходящее к терминологич. Сочетанию из "Лунь юя" (5 в. До н.э.), где оно представлено как принцип выявления "(совершенной) благодати/добродетели" (см. Дэ (1)), отражает осн. Идеи памятника. Источник гармонии ("срединности") в Поднебесной есть человеч. Личность. Выявление в себе "неизменной" "небесной природы" (см. Сын (1)) позволяет совершенствовать методы управления.

Потенциальное внутр. Совершенство человека как эманация мира природы реализуется в процессе длительного, требующего внутр. Усилий правильного ("срединного и неизменного") пути - дао. Выявление собств. "небесной природы" и совершенствование методов управления объединены операцией фань шэнь ("обращение к телу/личности"). Этот идущий от "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) тезис в "Ч.ю." выражает идею преимуществ, направленности на индивидуума, на анализ и ориентацию его сознания. Практика осуществления дао освещается сначала в социальной сфере на основании слов Конфуция, а затем переносится в политич. Сферу посредством изложения взглядов якобы самого Конфуция на методы управления первых государей дин. Чжоу (11 -3 вв. До н.э.)- Вэнь-вана и У-вана (11 - 12 вв.

До н.э.).Согласно "Ч.ю.", со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования. Людей для управления следует подбирать не по умению, опыту, положению, а исключительно по личностному признаку. Правильно отобранные смогут следовать "срединным и неизменным" путем. Непременное качество для выполнения этой задачи - "искренность" (чэн (1)). Данная категория представлена в двух осн. Аспектах. 1) "искренность Неба" - качество, имманентное миру, присущее "совершенномудрому" (шэн (1)) и обусловливающее его возможности оказывать на мир упорядочивающее воздействие самим фактом своего присутствия. 2) "искренность" нижестоящего - качество, направленное на поддержание должного социального контакта (в части., обретения "доверия" - синь (2) в отношениях с родственниками, друзьями и вышестоящими), нормального социального функционирования и обретаемое в процессе поиска и сознательного выбора цели ("стремящийся к искренности (должен) выбрать добро и твердо придерживаться (этого направления)").

Для обретения "искренности" нижестоящему следует "(обладать) обширной ученостью, (заниматься) доскональным исследованием и тщательным обдумыванием, достичь ясного понимания, (а затем постараться все это) точно воплотить на практике". В результате "даже глупый неизбежно становится умным", т.е. Способным "ясно различать (добро и зло)"."Высшая искренность" (чжи Ч.), обладатель к-рой имеет дар предвидения и потому "м.б. Уподоблен духу (шэнь (1))", сходна с "высшей и совершенной мудростью" (чжи шэн), но если последняя благотворно действует на народ при непосредств. Контакте (появление "совершенномудрого" перед народом, его речи и действия), то "высшая искренность" функционирует в более отвлеченной сфере - "устанавливает великую основу в Поднебесной и постигает изменяющую и взращивающую (силу) Неба и Земли".

Ее обладатель "становится в троицу с Небом и Землей", приобретая возможность участвовать в космич. Процессе становления всего сущего.Согласно "Ч.ю.", между самостановлением и практикой, равно как между обладанием интеллектом и практикой, нет промежуточной сферы для волевого выбора. "Способный исчерпать свою природу (син (1)) способен тем самым исчерпать и природу других". "(наделенный) интеллектом (мин (3)) воздействует (на других)", тем самым изменяя их. Т.о., правильное внутр. Развитие неизбежно приводит к эффективной социальной практике.Выделение в "Ч.ю." из общего контекста конф. Проблематики темы "обращения к самому себе" обусловило повышенное внимание к идеям этого памятника со стороны основоположников неоконфуцианства, проявлявших особый интерес к проблемам соотношения сознания и природы человека, прежде всего Чжоу Дуньи (11 в.) и Чжу Си (12 в.).*Древнекит.

Философия. Т. 2. М., 1973. С. 119 -36 (пер. В.Г.Бурова);**Кан Ювэй. Ч.ю. Чжу (Коммент. К Ч.ю.). Б.м., 1901. Legge J. The Chinese Classics. Vol. I. Confucian Analects. The Great Learning and the Doctrine of Mean. Oxf. - L., 1861. См. Также лит-ру к ст. "Ли цзи", Чэн (1).По материалам А.С. Мартынова.

Значения в других словарях
Учение о принципе

См. Принцип. Учение о принципе. ..

Учение о сердце

См. Новая наука. ..

Учение о символах и числах

См. Нумерология. ..

Учение о сокровенном

СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".Филос. Школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. Синологии С.с. Часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. Классике. Вместе с тем С.с. Нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. Философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. Характерны не только даос..

Дополнительный поиск Учение о середине Учение о середине

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учение о середине" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учение о середине, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 17 символа