Церемонии

129

ЛИ (1). "Принцип/закон" (закон, принцип, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум).Одна из основополагающих категорий классич. Кит. Философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков "поле" и "почва") или прожилок на яшме, пучков волокон растений ("узорной фактуры") и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения Л. Обусловили его терминологич. Смысл. Упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отд. Вещи и всему сущему, в т.ч. Явлениям духовной жизни.В филос. Контексте Л. Употребляется по крайней мере с 4 в. До н.э. Так, в "Ли цзи" и "Си цы чжуани" "небесные письмена" (тянь вэнь) коррелируют с "принципами Земли" (ди Л.) (см.

Тянь). Важным этапом терминологизации Л. Стали в 5 - 3 вв. До н.э. Учения Мо Ди, поздних моистов, Мэн Кэ, Сюнь Куана и Хань Фэя. У Мо Ди понятие Л. Связано с понятием гу (1) ("причина") и означает разумное основание для действий человека, а также правила различения истины и не истины. Поздние монеты трактовали Л. Как свод правил логич. Обоснования отношений понятий и действительности (мин - ши, см. Мин (2)). Мэн Кэ употреблял Л. Как этич. Понятие - критерий, правило, основание нравственности. Сюнь Куан сближал значение Л. С "ритуалом" (ли (2)). Воздействием норм ритуала "обрабатывается", "обтесывается" исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных "принципов" сущего. Хань Фэй указывал на вселенскую универсальность Л.

Как "культуры (вэнь) формирования вещей". Дальнейшая разработка данного термина связана с философией сюань сюэ, особенно с учением Ван Би (3 в.), к-рый отождествил Л. С изначальной, лишенной качественной определенности и оформленности субстанцией - "небытием/отсутствием" и ввел оппозицию Л. - у ("принцип" - "вещи"), сводящуюся к противопоставлению. "субстанциональное отсутствие - акцидентальное наличие" (у - ю, см. Ю - у. См. Также Ти - юн). Л. Рассматривалось Ван Би в качестве совершенного единства и "покоя" (цзин (2)), обусловливающего, однако, множественность и движение явленного мира.Значит, роль в утверждении окончательной интерпретации категории Л. Сыграли буд. Мыслители. В учении Хуаянь школы Л. Как изнач. Абс. Субстанция, "истинная сущность" всех дхарм (см.

Фа (11), составляющая внутр. Основу и регулирующую природу всех вещей феноменального мира, отождествляется с универсальным "телом Будды" (санскр. Дхармакайя, кит. Фа шэнь, Л. Фо) - Абсолютом и с "природой будды" (фо син, Л. Фо син) - исходной сущностью любого живого существа и мира в целом, и противопоставляется "мирским делам" (ши (3)), т.е. Предметному миру, что терминологич. Обозначается оппозицией Л.- ши.Буд. Интерпретация повлияла на доктрины неоконфуцианства, в к-ром Л. Стало осн. Категорией, давшей назв. "учению о принципе" (Л. Сюэ). В филос. Систему неоконфуцианства Л. В данном качестве ввели братья Чэн Хао и Чэн И (11 в.), а разработку этой категории завершил Чжу Си (12 в.). Под Л. Стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру.

Совокупность бесконечного множества "принципов" отд. Вещей образует "Великий предел" (тай цзи) как универсальную тотальность Л., оформляющих аморфную "пневму" (ци (1)), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Л. Рассматривалось как логически первичное по отношению к ци (1) начало, хотя его онтологич. Первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, Л. И ци ( 1 ) неотделимы и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали Л. Также этич. Началом, содержащим пять осн. Нравственных норм ("пять постоянств", у чан. См. Сань ган у чан). "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), ритуальную "благопристойность" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "искренность" (чэн (1)). Данный тезис и толкование Л.

Как изнач. И первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этич. Наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению к-рого цель человека - выявить в себе исходно благую природу, "небесные принципы" (тянь Л.) и избавиться от пагубных "человеч. Страстей" (жэнь юй, см. Тянь). В философии др. Ведущего мыслителя средневек. Конфуцианства- Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Л. Считается принадлежащим сфере психики, сознания - "сердца" так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, оппозиционных чжусианской ортодоксии, Л. Считалось производным от ци (1) (Ван Чуаньшинь. Дай Чжэнь. Янь Юань (21. Ли Гун и др.).Ряд ученых трактуют противопоставление Л.- ци как оппозицию соответственно идеального и материального.

В совр. Кит. Науч. Терминологии иероглиф Л. Используется для передачи таких понятий, как физика (ули-сюэ - "учение о принципах вещей"), география (дили - "принципы земли") и психология (синьлисюэ - "учение о принципах сознания").Антология мировой философии. М., 1969. С. 196 - 204, 206 - 39, 251 - 59. "Феоктистов В.Ф. Филос. И общественно-политич. Взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. Янгутов Л.Е. Категория "ли" в философии кит. Буддизма // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981. Торчинов Е.А. К характеристике этич. Доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. Аспекты критики религии. Л., 1982. Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека // Конфуцианство в Китае. М., 1982. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. Титаренко М.Л. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение.

М., 1985. С. 172 - 96. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 239 - 41. Тан Цзюньи. Лунь чжунго чжэ-сюэ сысян ши чжун "ли" чжй лю и (О шести значениях "ли" в истории кит. Филос. Мысли) // Синь я сюэбао. 1955. Т. 1. №1. Вэй Чжэнтун. Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Поли, словарь кит. Философии). Тайбэй, 1989. С. 479 - 86. Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle // Tsing Hua Journal of Chinese Studies. 1964. Vol. 4. №2. Wittenborn A. U. Revisited and Explorations // The Bulletin of Sung - Yuan Studies. 1981. №17 (N.Y., 1982).А.И. Кобзев, Е.А. ТорчиновЛИ (2). "Благопристойность" ("этико-ритуальные нормы", "этикет", "этика", "ритуал", "церемонии").Одна из центр, категорий кит. Философии, гл. Обр. Конфуцианства, сочетающая два осн.

Смысла - "этика" и "ритуал". Этимологич. Значение - "культовое действие с сосудом". Начертание иероглифа Л. Роднит его с он-тологич. Понятием ти (1) ("тело", "строй", "сущность", "субстанция")- графич. Основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологич. Родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия Л., к-рое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тыс. До н.э. Воздействие Л. Считалось основывающимся на религ. Ритуале, а впоследствии получило преимущественно этич. Истолкование.В древнейших памятниках ("Шу цзин" и "Ши цзин") категория Л. Обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политич. Конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу.

Конфуций (6 - 5 вв.), теоретически осмыслив понятие Л., превратил его в самую общую характеристику правильного обществ, устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе. "Правитель (должен) руководить подданными посредством Л.". "Преодоление себя и обращение к Л. Составляет гуманность (жэнь (2)). Не следует смотреть на несоответствующее Л., не следует слушать несоответствующее Л., не следует говорить несоответствующее Л." ("Лунь юй"). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания Л. Статуса общегносеологич. Норматива. "Расширяя (свои) познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью Л., можно избегнуть нарушений" ("Лунь юй").Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5 - 3 вв.

До н.э. Концепция Л. Превратилась в центр, мишень антиконф. Выпадов со стороны конкурировавших с ним филос. Школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конф. "благопристойности" с позиций гедонистич. Следования природному естеству (напр., "Чжуан-цзы"). В раннем даосизме Л. Представлено как результат последовательной деградации дао, затем "благодати/добродетели" (дэ (1)), "гуманности", "должной справедливости" (и (1)), источник утраты "верности" (чжун (2), см. Чжун шу) и "благонадежности" (синь (2)) ("Дао дэ цзин"). Монеты (см. Мо цзя) с позиций социально-экономич. Утилитаризма и понимания Л. Как "почтительной осторожности" (цзин (4)) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной Л., ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм ("Мо-цзы").

Легисты (см. Легизм), также отвергая Л. Как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули администр. Правила и юридич. Законы (фа (1)) (напр., "Шан цзюнь шу").Двузначность Л. Как "этики" и "ритуала" позволила двум гл. Последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - нач. 3 в. До н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, кон. 4 - 3 в. До н.э.) по-разному истолковать эту категорию. Соответственно как внутр. Моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной "доброты" человеч. "природы" (син (1)) и полагая определяющим фактором специфики человека "отказывающее (себе) и уступающее (другому) сердце (синь (1))", Мэн Кэ назвал этот фактор "началом Л.", а само Л.

Определил как "благоговеющее и почтительно-осторожное сердце", "исконно присущее" человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие Л., правила к-рого были установлены в об-ве древними "совершенномудрыми" (шэн (1)) для обуздания "злой" Человеч. "природы". Эти правила являются источником "культуры" (вэнь).В собр. Основополагающих текстов конфуцианства - "Ши сань цзин" ("Тринад-цатиканоние") входят три специально посвященных Л. Произведения. "Чжоу Л." ("Этико-ритуальные нормы (эпохи) Чжоу"), "И Л." ("Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы"), "Л. Цзи" ("Записки об этико-ритуальных нормах"). В последнем из них категории Л. Придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина ли (1) ("принцип").Сформулированное в "Л.

Цзи" учение о Л. Образовало фундамент конф. И вообще традиц. Для Китая представлений о культуре. Категория Л., войдя в один ряд с такими основополагающими и филос. Понятиями, как "гуманность", "должная справедливость", "разумность" (чжи (1)) и "благонадежность", стала выражать идею социального, этич., религ. И общекультурного норматива.Универсальность понятия Л. Давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял Л. Как "фокус человеч. Дао", "основу научения (молодого) поколения", а назв. Выше четыре категории - как "другие имена Л.". Гл. Создатель доктрины "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал Л. "ограничительным узором" (цзе вэнь) "небесного принципа" (тянь ли).

Здесь иероглиф вэнь, выражающий понятие "письменность/культура", несет также исходное значение "узор". Этот "(культурный) узор этико-ритуальных норм (Л. Вэнь) рисует небесный принцип", с тем чтобы его могли "видеть люди" и использовать в качестве надежного "мерила" при "научении". Представитель альтернативного "учению о принципе" "учения о сердце" (синь сюэ (1)) Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве Л. И "принципа". Последний недоступен наблюдению, но находит проявление в "культуре", являясь с ней "единой вещью" (у (3)).**Кобзев А.И. Особенности филос. И науч. Методологии в традиц. Китае // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988. С. 25 - 9. Кычанов Е.И. Л. И право // Там же. С. 299 - 308. Ти Wei-ming.

The Creative Tension between Jen and Li // PEW. 1968. Vol. 18. №1 -2. Gua A.S. Dimensions of Li (Propriety). Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics // PEW. 1979. Vol. 29. №4. Id. Li and Moral Justification. A Study in the Li Chi // PEW. Honolulu, 1983. Vol. 33. №1. См. Также лит-ру к ст. "Ли цзи".А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Церемонии

Сущ., кол-во синонимов. (4). ..

Церемонии

Мн.Поступки, условности в поведении, свойственные церемонному человеку.. ..

Цаодун школа

Цаодун цзун.Крупнейшее (наряду с Линьцзи школой) течение в буд. Чань школе. Назв. Представляет собой эллипсис от топонимов Дуншань (Ифэн совр. Пров. Цзянси) и Цаошань (Ихуан той же пров.), резиденций патриархов Ц.ш.- соответственно Лянцзя (9 в.) и его ученика Бэньшу. Школа преемствовала тезис чаньского мыслителя Сицяня (8 в.). "каждое дело/вещь и есть истинная (таковость)" (цзи ши эр чжэнь), где "истинная (таковость)" (чжэнь (жу)) тождественна "принципу" (ли (1)), понимаемому как "природа будды..

Царство хань

ХАНЬ ФЭЙ 288, царство Хань, - 233Крупнейший теоретик легизма, автор трактата "Хань Фэй-цзы". Был первым сановником Цинь Шихуана - основателя централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно "Ши цзи" (1 - 1 вв. До н.э.), в молодости интересовался идеями Шан Яна (4 в. До н.э.) и Шэнь Бухая, учениями "о контроле над чиновниками", о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ цзя (см. Даосизм). Учил..

Церемонии образцовые и правила благопристойности

И ЛИ "Образцовые церемонии и правила благопристойности".Др. Назв.- "Ли цзин" ("Канон благопристойности"), "Ши ли" ("Правила благопристойности служилых"). Один из канонич. Текстов конфуцианства (см. "Ши санъ цзин"), относящийся наряду с "Ли цзи" и "Чжоу ли" к т.н. "Трем (канонам правил) благопристойности" ("Сань ли", см. Ли (2)), толкующим древние ритуалы, обряды, правила этикета. Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.), "И л." - единственный текст, сохранившийся после сожжения конф. Книг при импер..

Дополнительный поиск Церемонии Церемонии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церемонии" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церемонии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 9 символа