Цзинь юэлинь

160

7.1895, Чанша пров. Хунань, - 10.1984, Пекин.Философ и логик. Учился в политехнич. Ин-те Цинхуа, в Пенсильванском и Колумбийском ун-тах США (1914 - 20), где получил степени магистра и д-ра, Англии, Германии, Франции и Италии (1921 - 4). После возвращения в Китай в 1925 - проф. И декан филос. Ф-та ин-та Цинхуа и Объединенного ун-та Юго-Запада, директор Ин-та лит-ры. С 1952 - декан ф-та лит-ры и проф. Филос. Ф-та Пекинского ун-та, с 1955 - чл. Отд. Филос. И обществ, наук АН Китая, зам. Директора Ин-та философии, пред, и почетный пред. Кит. Об-ва изучения логики, член ВАК Госсовета, ПК ЦК Демократич. Лиги Китая, Всекит. Комитета НПКСК. Чл. КПК с 1956.Филос. Система Ц.Ю. Сложилась в 30-е гг. Под влиянием идей классич. (Д. Юм, И. Кант) и совр. Зап. Философии (Б.

Рассел, неореализм, аналитич. Философия). Нек-рые исследователи подчеркивают влияние на Ц.Ю. Взглядов англ, неогегельянца Т.-Х. Грина, политологич. Учению к-рого была посвящена докт. Дис. Ц.Ю. Онтологич. Аспект филос. Взглядов Ц.Ю. Изложен в работе "О дао" (1940). Дао представлено как верховная концепция или высшая сфера философии, общий путь-закон движения реального мира в целом и всего множества образующих его вещей. Посредством категории дао Ц.Ю. Вводит метафизич. Понятия "форма" (ши (5)) и "возможность" (нэн). "Дао есть форма-возможность". "Возможность" делает каждый конкр. Предмет этим конкр. Предметом, в категориальном плане она подобна понятию "пневма" (ци (1)) в интерпретации неоконфуцианства 11 - 16 вв. Или "принципу/закону" (ли (1)) в совр.

Метафизич. Системе "нового учения о принципе/законе" Фэн Юланя, а также "материи" Аристотеля. Атрибуты, еще не реализовавшиеся в мире, содержит в себе "форма", существующая в неразрывном единстве с "возможностью". Реальный мир неисчерпаем в пространстве и времени. Предел "прошлой бесконечности" именуется "Беспредельным" (у цзи)- это "небытие" (.V (1)), породившее все вещи. Непрерывно изменяющийся мир движется к "Великому пределу" (тай цзи), содержащему "истину, лобро и красоту".Гл. Положением гносеологич. Теории Ц.Ю. Является признание независимого от человека существования реального мира, к-рый не является продуктом чувств или мыслей познающего субъекта. В кн. "Теория знания" (1983), созданной на основе лекционного курса кон.

30-х гг., он доказывает, что субъект познает мир через обработку личным сознанием некой "данности" (со юй), к-рая имеет объективный характер и несет информацию о внеш. Мире. "Данность" образует единство содержания познания и его объекта, представления и внеш. Предмета или его части. Ц.Ю. Подверг критике субъективно-идеалистич. Теории познания, в части., теорию "субъективных форм" Б. Рассела. Отмечал двойственную роль абстрактных понятий, обладающих по отношению к "данности" одновременно дескриптивным ("описательно" -копирующим) и нормативным (детерминирующим и упорядочивающим) характером. Различные типы познающих субъектов образуют из "данности" свои специфич. Миры, не совпадающие друг с другом. Возможность интерсубъектной коммуникации он объяснял, вводя в свои построения метафизич.

Сущности ли (1), образующие неизменяющиеся "связки" между различ. Видениями общего. Поскольку идеи и понятия, выражающие эти связки, обладают абстрактным и всеобщим характером, они присущи всем типам познающих субъектов.Филос. Соч. Ц.Ю. Отличают систематичность, акцент на логич. Анализе и логич. Доказательстве. Его работа "Логика" (1937) открыла путь преподаванию и исследованию дедуктивной, математич. И модальной логики в Китае. После 1949 Ц.Ю. Участвовал в написании учебных пособий по формальной логике, защищал ее от обвинений в метафизичности. В начале 60-х гг. Он завершил труд "Философия Рассела", содержащий критич. Анализ учения Б. Рассела, прежде всего его теории познания.В декабре 1985 в Пекине прошла конференция по науч.

Наследию Ц.Ю., на к-рой его филос. Взгляды были признаны вершиной немарксистской мысли Китая 30 - 40-х гг. В июле 1987 под эгидой Ин-та философии АОН Китая создан "Науч. Фонд Ц.Ю.".*Лоцзи (Логика). Б.м., 1937. Лунь дао (О дао). Пекин, 1941, 1987. Чжиши лунь (Теория знания). Пекин, 1983. Лосу чжэсюэ (Философия Рассела). Шанхай, 1988. Дуй цзю чжу "Лоцзи" и шу дэ цзыво пипань (Самокритика по поводу написанной в прошлом "Логики") // Чжэсюэ яньцзю. 1959. №5. Гу-аньюй сысян цзяоюй цзи (Сб. Статей об идеология, перевоспитании). Пекин, 1952. **Буров В.Г. Совр. Кит. Философия, М., 1980. С. 89, 181-4, 277. Ц.Ю. Сюэшу сысян яньцзю (Исслед. Науч. Мысли Ц.Ю.). Чэнду, 1987. Ху Вэйси. Ц.Ю. Юй Чжунго шичжэнчжуи жэньшилунь (Ц.Ю. И гносеология кит. Позитивизма). Шанхай, 1988.

Чжунго чжэсюэ няньцзянь (Филос. Ежегодник Китая), 1990. Шанхай, 1990. С. 280 -9.А.В. Ломанов.

Значения в других словарях
Цзин фан

1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. До н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. Распространения не получило.2. Ли Цзюньмин. 77 до н.э., Дуньцю обл. Дунцюнь (юго-запад совр. Уезда Цин-фэн пров. Хэнань), - 37 до н.э. Каноновед, основатель "учения г-на Цзина" (Цзин-ши сюэ) о "Чжоу и" в русле "школы текстов новых письмен". Занимался также теорией муз. Строя. Изучал "Чжоу и" под р..

Цзин цзи

См. Гармонизация и вспомоществование. ..

Цзися

Собрание ученых, прообраз науч. Учреждения и учебного заведения - филос. Академия, существовавшая более ста лет (сер. 4 - сер. 3 в. До н.э.) в Линьцзы, столице гос-ва Ци (совр. Г. Цзыбо пров. Шаньдун).Назв. Академии букв, означает "под (зап. Воротами) Цзи", что связано с ее местоположением в городе. По разным данным, основана в годы правления Хуань-гуна (374 - 357 до н.э.) или его сына Вэй-вана (356 - 320 до н.э.). Наивысшего расцвета достигла при Сюань-ване (319 - 301 до н.э.), к-рый пожаловал ..

Цзицзан

См. Великий учитель цзясян. ..

Дополнительный поиск Цзинь юэлинь Цзинь юэлинь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзинь юэлинь" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзинь юэлинь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 12 символа