Цзунми

165

780 - 841Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. Пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней - "свитков") филос. Соч. - "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. Собр. Соч. Об истоках чаньского созерцания"). Ц. Составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")- дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин").Ц. Разработал учение, призванное объединить школы кит. Буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" - чань) он рассматривал как форму практич.

Реализации философии ("учение" - цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. Философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине - абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. Учениях, и вместе с тем превосходящему их. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. Последовательности. Каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.- конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. Связи. Затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)- воспринятые на примитивном уровне нормы буд. Вероучения. Хинаяна (сяо чэн).

Махаянские школы (да чэн)- виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа. У Ц.- по сян цзяо, "учение о разрушении свойств (дхарм)") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. Конкретизировала и рационализировала классификац. Схему, предложенную Фацзаном (1 - 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений").*О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. К собр. Разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992. **Янгутов Л.Е. Филос. Учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 - 21. Jan Jun-hua. Tsung-mi. His Analysis of Ch'an Buddhism // T'P. 1972. Vol. 58. №4. Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism.

Kansas C., 1974. Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. Биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83- 138. Е.А. Торчинов.

Значения в других словарях
Цзо чжуань

См. Весны и осени г-на цзо. ..

Цзоу янь

Цзоу-цзы 305 - 240 до н.э.Ведущий представитель филос. Школы иньян цзя. Принадлежал к школе Цзися. Сведения о взглядах и жизни Ц.Я. Сохранились гл. Обр. В "Ши цзи" Сыма Цяня (2-1 вв. До н.э.), "Хань шу" (1 в.) и нек-рых фрагментах "Люй-ши чунь цю" (3 в. До н.э.). Как ученый, Ц.Я. Пользовался большим авторитетом - именовался "Янем, говорящим о мироздании", с почетом принимался в царствах Вэй, Чжао, Янь и др. Был учителем Чжао-вана, правителя царства Янь.Ц.Я. Приписывается разработка доктрины, ув..

Цзунхэн цзя

См. Школа союзов по вертикали и горизонтали. ..

Цзунми

..

Дополнительный поиск Цзунми Цзунми

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзунми" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзунми, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 6 символа