Чань школа

133

Одна из наиболее влиятельных кит. Буд. Школ, "эзотерич." направление в буддизме махаяны. Название Ч.ш. Происходит от метода буд. Практики - чань дин (санскр. Дхьяна, "концентрация", "сосредоточение", "медитация", см. Чань сюэ). Др. Самоназвания школы - "Передача печати сознания (сердца) будды" (Чжуань фо синь инь), "школа Сознания (сердца) будды" (Фосинь цзун). Традиция Ч.ш. Считает первым патриархом Бодхид-харму (6 в.), к-рому приписывается формулировка четырех осн. Принципов чань-буддизма. "не опираться на слова и тексты". "особая передача вне учения". "прямое указание на сознание человека". "созерцая свою природу, становиться буддой".Считается, что от Бодхидхармы традиция Чань перешла к Хуэйкэ (481 -593), далее Сэнцаню (7-606?), Даосиню (580 - 651) и Хунжэню (606 - 71).

При четвертом патриархе Даосине один из его учеников, Хуэйжун (580 - 651), основал собств. Школу, однако наиболее значит, размежевание Ч.ш. Произошло при пятом патриархе Хун-жэне, когда ряд его учеников - Шэньсю (ум. 706), Хуэйнэн (638 - 713), Чжишэнь (609 - 702), Лаолань (642 - 709) и Сю-аньши основали отд. Направления.Течения Ч.ш. Раннего периода опирались на различные ответвления буддизма махаяны. Школы Шэньсю, Чжишэня, Лаоаня и Сюаныии придерживались взглядов вид-жнянавады. Согласно им, хотя все живые существа обладают изначально "природой будды", но она сокрыта "неведением". Поэтому необходимо, "отстранившись от внеш. Объектов, созерцать свое сознание", с тем чтобы уничтожить ложные мыслительные построения и обрести "просветление".

Метафорой этого положения служит потускневшее от пыли зеркало. Его старательно очищают, и только тогда зеркало способно к отражению вещей. В этих школах большое внимание уделялось технике медитации. Школа Хуэйжуна стояла на позициях шунь-явады. Согласно ее учению, все дхармы (см. Фа (1), п. 2), как "омраченные", так и "просветленные", изначально не субстанциальны, не существующи, "пустотны" (кун, санскр. Шунья). В процессе духовной практики ученики не должны ни к чему привязываться, дабы не позволить какой-либо отд. Дхарме служить помехой для своих ощущений. С течением времени "загрязненные" состояния сознания уничтожаются сами по себе.Хуэйнэн и его последователи были приверженцами концепции "Единой колесницы" (санскр.

Экаяна), базирующейся на теории "единого сознания" (и синь). Наиболее четкое оформление она получила в "Махаяна шрадтходпхада шастре" - одном из источников теории и практики Ч.ш. "Единое сознание" содержит всю совокупность дхарм, т.е. Дхармы, "подверженные бытию" и "не подверженные бытию". Оно рассматривается в двух аспектах - нирваническом (см. Непань) и сансарическом (см. Лунъ-хуэй), т.е. В аспекте сознания "истинной таковости" (чжэнь жу, санскр. Бхутататхата) и "обусловленного сознания". Они считаются "недвойственными", неконтрадикторными, каждый из этих аспектов подразумевает все дхармы - как "просветленные", так и "омраченные". Поэтому "просветления" нельзя достичь путем простого подавления "неведения", "омраченных" дхарм, но оно возможно посредством постижения неконт-радикторности "омраченного" и "просветленного" в результате "прямого раскрытия природы сознания", "внезапного просветления" (дунь у).

Отсюда самоназвание этого направления - "школа внезапного просветления".Полемика между последователями школ "внезапного просветления" и "постепенной практики очищения", "постепенного просветления" (цзянь у) вылилась в раскол Ч.ш. На южн. Ветвь во главе с Хуэйнэном и сев. Во главе с Шэньсю. Южн. Ветвь получила широкое распространение и стала выразительницей ортодокс, линии учения Ч.ш. Наряду с осн. Текстами махаяны "Ланкаватара сутра", "Ваджраччхедика праджняпарамита сутра", "Вималакирти нирдеша сутра", "Махаяна шраддхотпада шастра" и др.) гл. Канонич. Текстом южн. Ветви считалась "Сутра помоста Шестого патриарха" (Лю цзу тань цзин). Наиболее влиятельными в южн. Ветви были Линьцзи школа и Цаодун школа. Их отличают гл. Обр.

Разные акценты в применении методов психотренинга. В школе Линьцзи наряду с гунъань и вэнь да большое значение придавалось динамич. Методам. В школе Цаодун применялась в основном практика медитации, носившая статический характер.В эпоху Сев. Сун (960 - 1127) получила распространение концепция единства всех направлений Чань. Ч.ш. Оказала глубокое влияние не только на др. Школы кит. Буддизма, но и на неоконфуцианство.В 8 - 9 вв. Сев. И южн. Ветви Ч.ш. Распространились в Корее, дав начало школам Сильвансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. В конце 13 - 14 в. Школы Линьцзи и Цаодун проникли в Японию (школы Дзэн - Риндзай сю, Сото сю и др.). Учение южн. Ветви Ч.ш. Сыграло особую роль в становлении вьетнамской школы Во Нгон Тхонга.

См. Лит-ру к ст. Линьцзи школа, "Лю цзу тань цзин", Хуэйнэн, Чань сюэ.Н.В. Абаев, С.П. Нестеркин.

Значения в других словарях
Цюаньчжэнь цзяо

См. Совершенной истины учение. ..

Честность

И (1). "Долг/справедливость", "должная справедливость" ("долг", "чувство долга", "справедливость", "добропорядочность", "честность", "правильность", "принцип", "значение", "смысл") - одна из основополагающих категорий кит. Философии, в особенности конфуцианства.Заключает в себе идею "правильного (чжэн (1)) соответствия (и (5))" содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутр. Чувства справедливости - внеш. Императивам обществ, долга. Этимологически восходит к сочет..

Дополнительный поиск Чань школа Чань школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чань школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чань школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 10 символа