Честность

146

И (1). "Долг/справедливость", "должная справедливость" ("долг", "чувство долга", "справедливость", "добропорядочность", "честность", "правильность", "принцип", "значение", "смысл") - одна из основополагающих категорий кит. Философии, в особенности конфуцианства.Заключает в себе идею "правильного (чжэн (1)) соответствия (и (5))" содержания - форме, субъективных потребностей - объективным требованиям, внутр. Чувства справедливости - внеш. Императивам обществ, долга. Этимологически восходит к сочетанию знаков "я" (во) и "баран" (ян (2)). Последний, входя также в состав иероглифов "добро" (шамь) и "красота" (мэй), несет представление об общепринятых ценностных нормах, представленных в семантике И как внутр. Чувство.

В общем смысле И - неотъемлемый атрибут "индивид, природы" (сын (1)) человека, одно из "пяти постоянств" (у чан) его существования наряду с "гуманностью" (жэнь (2)), "благопристойностью" ("ритуал", ли (2)), "разумностью" ("мудрость", чжи (1)) и "благонадежностью" (синь |2)). В более конкр., социально-этич. Смысле - нормы отношений между пятью парами социальных ролей. Отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного ("Ли цзи", гл. "Ли юнь"). В еще более узком смысле - принцип поведения мужа, правителя или харизматич. Лидера. Стандартная терминологич. Оппозиция И - ли (ли (3) - "польза/выгода") знаменует противопоставление морального долга эгоистич. Утилитарности.В древних памятниках "Я/у цзине" и "Ши цзинс" И означает умение правителя и чиновников приносить благо своей стране.

У Конфуция (6 - 5 вв. До н.э.) И становится ключевой характеристикой "благородного мужа" (цзюнь цзы), выражающей единство знания (чжи (2), см. Чжи - син) и действия (син (3), вэй (1)), основанное на "благодати/добродетели" (дэ (11), реализующееся посредством этико-ритуальной "благопристойности" и направленное на осуществление дао ("Лунь юй", VI, 20, II, 24, XVI, 11, XII, 10). Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. До н.э.) универсализировал И как одно из четырех врожденных начал исконно "доброй" (шань) человеч. Природы - "стыдящееся (за себя) и негодующее (на др.) сердце (синь (11)" ("Мэн-цзы", II А, 6, VI А, 6) и решительно отверг "пользу/выгоду" во имя И и "гуманности" (там же, I А, 1), отличающих человека от животных (там же, IV Б, 19).

Согласно Мэн-цзы, "И - это путь человека" (там же, VI А, 11), совершенство его "пневмы" (ци (1)) достигается посредством "накопления И" (там же, II А, 2). Гл. Оппонент Мэн-цзы в рамках конфуцианства - Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. До н.э.), считая человеч. Природу исконно "злой" и наделенной врожденным стремлением к "пользе/выгоде", вместе с тем еще категоричнее определил И как осн. Человеч. Признак ("Сюнь-цзы", гл. 9), к-рому должно быть подчинено неискоренимое стремление к "пользе/выгоде". Общеконф. Решение проблемы И - ли дано в "Да сюэ". "Не польза/выгода полезна/выгодна государству, а И".Монеты (см. Мо цзя) в отличие от конфуцианцев, трактуя ли (3) как "приносящую радость", "общую пользу и взаимную выгоду", а не частный интерес и эгоистич.

Корысть, отвергли противопоставление И - ли прямой дефиницией. "И есть ли (31". Согласно трактату "Мо-цзы", И желанно Небу (тянь) (гл. 26) и является "самым ценным в Поднебесной" (гл. 47). Воле Неба соответствует и всенародная "польза/выгода" (гл. 26), составляющая также один из трех гл. Гносеологич. Критериев (сань бяо)-"применимость" (юн (2)) высказываний (гл. 35).Легисты (см. Легизм) близкий к моизму тезис о том, что "люди стремятся к пользе/выгоде, как вода - вниз" ("Шин цзюнь шу") (гл. 23), соединили с враждебным и моизму, и конфуцианству определением И как пути (дао) "насилия и наказаний" во имя абс. Власти и унифицированной "законности" (фа (1)).В противовес всем указ, школам представители даосизма, отстаивая идеал естеств.

Незаинтересованности, одновременно подвергли критике как "пользу/выгоду", так и И. Согласно "Дао дэ цзину" ( § 18, 19, 38), И - результат "упразднения Великого дао", т.е. Одна из ступеней общей деградации в мире. "За утратой дао следует благодать/добродетель, за утратой благодати/добродетели следует гуманность, за утратой гуманности следует И, за утратой И следует благопристойность. Благопристойность - это истощение верности (чжун (2), см. Чжун шу) и благонадежности, голова смуты". В отличие от "Дао да цзина", проводящего тонкие градации упадка, четко разграничивающего "нецеленаправленную" (у и вэй) "гуманность" и "целенаправленное" (ю и вэй) И, в "Чжуан-цзы" провозглашен отказ от различения "гуманности" и И, сопровождающийся призывом "забыть И" (гл.

2).Дун Чжуншу (2 в. До н.э.), привнесший в социализированное конфуцианство нек-рые легистские и моистские идеи, сочетал радикальную формулу "гуманный делает правильным свое соответствие (и (6), здесь синоним и (5), И) и не помышляет о своей "пользе/выгоде" с признанием за последней статуса регулятора телесной жизни. "И пестует сердце, польза/выгода пестует тело (ти (1)). В теле самое ценное - сердце, поэтому в пестовании самое важное - И". Усвоение даос, идей неоконфуцианством выразилось, в части., в признании Шао Юном "совершенномудрых" (см. Шэн (1)) способными "отрешиться и от пользы/выгоды, и от И". Др. Создатель неоконфуцианства, Чжан Цзай (11 в.), пошел на сближение с моизмом в тезисе "И обобщает (см. Гун (1)) пользу/выгоду Поднебесной".

Открыто в защиту принципа общей "пользы/выгоды" выступили Ли Гоу (11 в.), Ху Хун, Чэнь Лян, Е Ши (12в.). Ху Хун наиболее четко провел различие между частной и общей формами "пользы/выгоды". Основоположник неоконф. Ортодоксии Чэн И (11-нач. 12 в.) прямо отождествил И с обществен ноальтруистич. (гун (2)), а "пользу/выгоду" с частно-эгоистич. (сы (1)) началом, допустив, однако, возможность их гармонии и "полезность/выгодность" соблюдения И. Ван Чуаньшанъ (17 в.) соотнес И с дао человека, а пользу/выгоду с его жизненными "функциями" (юн (1)). Янь Юань (2) (17 - нач. 18 в.), утверждавший, что "благодаря И осуществляется польза/выгода", переиначил формулу Дун Чжуншу в призыв "делать правильным соответствие (и (5)), помышляя о пользе/выгоде".

В целом неоконфуцианство выработало широкий спектр трактовок соотношения "долга/справедливости" и "пользы/выгоды" - от абс. Превознесения первого и умаления второго до их уравнивания, хотя неоконф. Ортодоксия всегда отстаивала примат И.*Фельбер Р. Терминологич. Анализ понятия "справедливость" в древнем Китае // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1982. С. 75 - 82. Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Осн. Положения кит. Философии). Пекин, 1982. С. 386 - 98. Cheng Cfiungying. On Yi as Universal Principle of Specific Application in Confucian Morality // PEW. 1972. V. 23. №3. Nikkila P. Early Confucianism and Inherited Thought in the Light of Some Key Terms of Confucian Analects. Vol. I. Helsinki, 1982. P. 144 - 8 etc.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Честность

Прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний (В.И. Даль). Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте — «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном».В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. У р..

Честность

На честность. Пск. Добросовестно, честно (работать). (Запись 1999 г.).. ..

Честность

• абсолютная честность. ..

Честность

Добросовестность, прямодушие, неподкупность, беспорочность, правдивость, благородство.. ..

Честность

Абсолютная, безукоризненная, безупречная, высокая, идеальная, кристальная, необыкновенная, непогрешимая, неподкупная, непреклонная, неуязвимая, образцовая, рыцарская, стопроцентная (разг.), щепетильная. Бухгалтерская, крохоборческая, подспудная, ходячая, ярая. Врачебная, научная, политическая, трудовая и т. П.. ..

Честность

Ж.1) Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Честный (2*1,2).2) Честное отношение к чему-л., честное поведение.. ..

Честность

Честности, мн. Нет, ж. 1. Отвлеч. Сущ. К честный в 1 знач. Честность убеждений. Честность характера. 2. Честное отношение к чему-н., честное поведение. В его честности нет сомнений. Когда ж о честности высокой говорит,...глаза в крови, лицо горит. Грибоедов.. ..

Чань школа

Одна из наиболее влиятельных кит. Буд. Школ, "эзотерич." направление в буддизме махаяны. Название Ч.ш. Происходит от метода буд. Практики - чань дин (санскр. Дхьяна, "концентрация", "сосредоточение", "медитация", см. Чань сюэ). Др. Самоназвания школы - "Передача печати сознания (сердца) будды" (Чжуань фо синь инь), "школа Сознания (сердца) будды" (Фосинь цзун). Традиция Ч.ш. Считает первым патриархом Бодхид-харму (6 в.), к-рому приписывается формулировка четырех осн. Принципов чань-буддизма. "не..

Чжан бинлинь

Чжан Тайянь1896, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, - 1936, Сучжоу.Обществ, деятель, мыслитель, публицист, педагог, один из идеологов нац. Бурж.-демократич. Движения в Китае. С 1897 сотрудничал в прессе Шанхая, публиковал статьи в поддержку реформаторского движения. С 1900 выступал в печати против маньчж. Владычества, высказывался за революц. Обновление Китая. Написал предисловие к работе Цзоу Жуна "Армия революции", в результате чего подвергся аресту. Вместе с Цай Юаньпэем явился инициатором создания п..

Чжан бодуань

Чжан Цзыян, Чжан Пиншу.984, Тяньтай (на территории совр. Пров. Чжэцзян), - 1082Ученый-даос - медик, правовед, знаток стратегии, астрономии, географии, один из крупнейших теоретиков "внутр." алхимии ("внутр. Пилюли" - нэй дань, см. Сянь сюэ). Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Хорошо знал конф. И буд. Лит-ру, был сторонником идеи "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Осн. Соч. - "У чжэнь пянь" ("Главы о прозрении истины"). Соч. Ч.Б. Закрепили традицию использования "внешнеалхимич." терминов ..

Дополнительный поиск Честность Честность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Честность" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Честность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 9 символа