Чжан бинлинь
Чжан Тайянь1896, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, - 1936, Сучжоу.Обществ, деятель, мыслитель, публицист, педагог, один из идеологов нац. Бурж.-демократич. Движения в Китае. С 1897 сотрудничал в прессе Шанхая, публиковал статьи в поддержку реформаторского движения. С 1900 выступал в печати против маньчж. Владычества, высказывался за революц. Обновление Китая. Написал предисловие к работе Цзоу Жуна "Армия революции", в результате чего подвергся аресту. Вместе с Цай Юаньпэем явился инициатором создания патриотич. Об-ва Гуанфухуэй ("Союз возрождения славы"). В 1906 в Японии вступил в созд. Сунь Ятсеном Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), назначен гл. Ред. Газеты "Минь бао" ("Народ"), вел полемику с реформаторами. В 1910 вышел из "Объединенного союза", воссоздал "Союз возрождения славы".
В 1912 назначен советником Нанкинского временного прав-ва. В 1913-16 вследствие оппозиции диктаторским претензиям президента Кит. Республики Юань Шикая находился под домашним арестом. В 1917 был нач-ком секретариата Военного прав-ва защиты конституции.На р-же и в нач. 20-х гг. Выступал против "движения за новую культуру", реорганизации Гоминьдана Сунь Ятсеном, сотрудничества между Гоминьданом и КПК, за "почитание Конфуция и изучение классич. Трактатов". В последние годы жизни преподавал на организованных им курсах по изучению кит. Традиц. Науки и занимался издательской деятельностью.В ранний период творчества испытал влияние эволюц. Теории. Считал появление разума результатом борьбы за существование, законы к-рой переносил на историч.
Процессы. Истолковывал эволюцию как процесс "постепенного (развития) мышления и постепенных изменений предметов и явлений", в к-ром "мышление творит самое себя".Воздействие идей Э. Канта, Д. Юма, учений Лао-цзы, Чжуан-цзы и прежде всего буддизма Хуаянь школы и Фасян школы привело Ч.Б. К оригинальной космологич. И историософской концепции. Грядущий период развития человечества - "пять исчезновений" - Ч.Б. Разделил на три этапа. На первом должны исчезнуть "прав-ва", т.е. Любая власть, затем "совместные поселения" и семья, что исключит ссоры и насилие. На втором исчезнет человечество - личности избавятся от собственного "я" и сольются с истиной нирваны. Потом уйдет все живое, из к-рого мог бы возродиться человек с его горестями и страданиями.
На третьем этапе исчезнет сама Вселенная и воцарится алайя (см. Ба ши) - высшее сознание, источник и конец всего сущего.Периоду "пяти исчезновений" в Китае предшествует период "национализма" продолжительностью 100 лет. Он характеризуется поступательным обществ, развитием, в основе к-рого лежат "законы и мораль". За образец должны быть взяты старинные кит. Правовые нормы, "близкие социализму" как образцу равенства (напр., "уравнение полей") и конф. Этич. Принципы. В социальном идеале Ч.Б.- суверенном, централизованном, бесклассовом "нар. Гос-ве", основанном на "трех нар. Принципах", прослеживается влияние взглядов Лю Шипэя и Сунь Ятсена. Ч.Б. Выступал за республиканское правление с постепенным переходом от низшей формы - выборы только президента - к высшей - избрание парламента.
Исполнительная, судебная, просветительная власти и, фактически, законодательная власть, представленная независимой группой ученых, должны быть разделены. Долг гос-ва и прав-ва - обеспечить "пребывание народа в равенстве и радости, спокойствии и безмятежности". Допускаются две формы собственности - частная и гос., отсутствует эксплуатация человека человеком, промышленные рабочие получают часть прибыли. В экономике сделан упор на сельское хоз-во, "уравнены права" на землю, частный найм максимально ограничен.Моральное воспитание, пс Ч.Б., должно опираться на буд. Религию, прежде всего учения школ Хуаянь и Фасян, и патриотизм. Последний трактовался как "защита расы", "любовь к своей расе". Ч.Б. Настаивал на приоритете ханьцев в "получении служебных постов", считал ассимиляцию малых народов условием их равноправия.
Даже деловые отношения с Западом Ч.Б. Рассматривал как "предательство", подвергал резкой критике все известные ему зап. Социально-политич. И филос. Теории.*Чжан Тайянь. Чжэнлунь сюаньцзи (Избр. Политич. Статьи Чжан Тайяня). Т. 1 - 2. Пекин, 1977. Чжан Тайянь сюаньцзи (Избр. Соч. Чжан Тайяня). Шанхай, 1981. "Григорьев A.M. Социально-политич. Идеи Чжан Тайяня в период подготовки Синьхайской революции // Синьхайская революция в Китае. М., 1962. Делюсин Л.Б. Спор о социализме в Китае. М., 1980. Калюжная Н.М. Мировоззрение Чжан Тайяня и его политич. Деятельность в освещении историографии КНР // Обществ, науки в КНР. М., 1986. Ее же. Утопич. Гос-во Ч.Б. // Кит. Социальные утопии. М., 1987. Furth Ch. The Sage of Rebel. The Inner World of Chang Ping-lin // The Limits of Change.
Camb. (Mass.) - L., 1976.Н.М. Калюжная.
Дополнительный поиск Чжан бинлинь
На нашем сайте Вы найдете значение "Чжан бинлинь" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чжан бинлинь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа