Школа инь ян

296

ИНЬЯН ЦЗЯ "Школа, (исходящая из категорий) инь ян"Одна из шести осн. Филос. Школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня ("Ши цзи", 2 в. До н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологич. И оккультно-нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) проблематике. Время возникновения И.ц. И состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-вост. Приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в "Ши цзи", "Чжоу и", "Люй-ши чунь цю" и нек-рых др. Памятниках. Центр, концепции И.ц.- универсального дуализма сил инь ян и циклич. Взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син (1)),- легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиц.

Духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до сер. 1-го тыс. До н.э. Концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификац. Схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологич.) и "земной" (мантико-хозяйств.). Во 2-й пол. 1-го тыс. До н.э., обретя филос. Статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единств, известного ныне крупного представителя И.ц.- Цзоу Яня (4 - 3 вв. До н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на историч. Процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ).

Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. До н.э.), к-рый интегрировал идеи И.ц. В конфуцианство, развив и систематизировав т.о. Его онтолого-космологич. И методологич. Базис. В дальнейшем натурфилос. Компонент И.ц. Нашел продолжение в конф. "школе текстов новых письмен" (см. Цзин сюэ) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практич. Деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.*Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963. P. 244 - 50. **Быков Ф.С. Зарождение обществ.-политич. И филос. Мысли в Китае. М., 1966. С. 71 - 75, 162 - 69. Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян // Его же.

Личность и власть в древнем Китае. М., 1993. Чжао Цзибинь. Инь ян у син сю эпай дэ дайбяо - Цзоу Янь (Цзоу Янь - представитель школы инь ян и "пяти элементов") // Чжунго чжэсюэ ши янь-цзю. 1985. №2. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princ. Vol. 1. 1952. P. 159 - 69. Vol. 2. 1953. P. 7 - 16. Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. Camb., 1956. P. 232 - 78.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Школа духовной драгоценности

ЛИНБАО ШКОЛА Линбао пай."Школа Духовной драгоценности". Направление даосизма, зародившееся в кон. Эпохи Вост. Цзинь (кон. 4 - нач. 5 в.). Назв. Восходит к термину лин бао - "духовная драгоценность", обозначающему в даос, трактате "Тай пин цзин" высшую духовность, и отражает стремление к полноте совершенства дао, "небесным" аспектом к-рого выступает лин ("дух"). Бао ("драгоценность") выражает "земное" начало. Основы вероучительной доктрины Л.ш. Изложены в соч. Гэ Чаофу (потомка Гэ Хуна) "Лин бао ..

Школа мо

"Школа Мо", школа моистов, моизм. Филос. Направление и орг-ция последователей Мо Ди (Мо-цзы, 5 - нач. 4 в. До н.э.). Существовала в эпоху Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. До н.э.), расцвет приходится на 4 в. До н.э. О популярности учения М.ц. Свидетельствуют трактаты "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) и "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.). В "Люй-ши чунь цю" (3 в. До н.э.) сообщается о непосредств. Передаче учения Мо Ди от него Цинь Хуали, далее Сюй Фаню и от последнего - Тянь Цзи. Монеты создали о..

Школа постижения истины

ЧЭНШИ ШКОЛА Чэнши цзун "Школа Постижения истины"Течение кит. Буддизма, получившее назв. По имени трактата инд. Мыслителя Харивармана "Рассуждения о постижении" ("Сатьясиддхи шастра", "Чэн ши лунь"). Осн. В 5 в. Сэндао и Сэнсуном, просуществовала до 7 в. Доктрина Ч.ш. Основывалась на признании всего сущего комбинацией 84 разновидностей дхарм (см. Фа (1), п. 2), включающей истинно реальные и кажущиеся реальными дхармы. Т.о., учение Ч.ш. Соединяло элементы махаяны (в данном случае шуньявады) и тхер..

Дополнительный поиск Школа инь ян Школа инь ян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Школа инь ян" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Школа инь ян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа