Школа трех трактатов
САНЬЛУНЬ ШКОЛА Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов"Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. Связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. Получила от трех соч. "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш. "Бай лунь" предположительно написан его учеником Арьяведой. Эти тексты стали известны в Китае в переводе и ред. Кумарадживы (4- 5 вв.), его ученик Сэнчжао был их активным распространителем. В гос-ве Лян (502 - 57) данное направление получило одобрение императора Лянского У-ди.
Монахом Саньланем в 512 была образована школа Шэлин сянчуань ("Преемственность в горах Шэ"), на основе к-рой Цзицзаном (549 - 623) создана С.ш. В соч. Цзицзана "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов") и др. Даны осн. Положения учения С.ш., ставшие впоследствии канонич.Учение С.ш. Основано на доктринах шуньявады (см. Буддизм). Согласно им, существование всех вещей и явлений подчиняется принципам "причинности" (юань ци (2)), концепция к-рой, в отличие от тхеравады (см. Буддизм), утверждает нереальность отдельно взятых единичностей - дхаом (см. Фа (1), п. 2), к-рые существуют лишь относительно друг друга, из чего выводится положение об их "пустотности" (кун, син кун, санскр. Шуньята). Осн. Концепция С.ш. Включает три взаимосвязанных элемента.
"устранение ложного и выявление истинного" (по се сянь чжэн), "учение о двух истинах" (чжэнь су эр ди), "срединный путь восьми "не" (ба бу чжун дао). Ложными считаются попытки анализа или признание существования единичного. По С.ш., в отличие от др. Буд. Школ, "устранение ложного" и "выявление истинного" происходят одновременно. "Две истины" - "мирская" и "абс." как два уровня и этапа познания не могут существовать одна без др. (см. Эр ди). Цзицзан выделил три уровня (вида) каждой из "двух истин" (сань чжун эр ди). В "мирской". Утверждение "наличия" (ю, см. Ю - у). Утверждение "наличия" и "отсутствия" (у (1)). Утверждение и отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В "абс.". Утверждение "отсутствия". Отрицание как "наличия", так и "отсутствия".
Ни утверждение, ни отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В нек-рых соч. Цзицзана добавлялся четвертый уровень (сы чжун эр ди). В "мирской истине" это объединение двух первых уровней "мирской" и "абс." истин, в "абс. Истине" - отрицание отрицания "неналичия" и "неотсутствия". Каждый уровень "абс. Истины" отрицает соответствующий уровень "мирской", каждая последующая "абс. Истина" - это предыдущая "мирская"."Срединный путь восьми "не" означает, что "тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят".С.ш. Проповедует возможность "спасения" всех живых существ, допуская и моментальное "просветление" (у (4)), однако считает, что быстрота обретения нирваны (см.
Непань) не одинакова в каждом конкретном случае. С.ш. Оказала значит, влияние на становление буддизма в Китае, стала одной из осн. Буд. Школ в Японии (с 7 в., Санрон сю).**Хуан Ганьхуа. Саньлунь цзун // Чжунго фоцзяо (Кит. Буддизм). Т. 1. Пекин, 1980. Chen K. Truth and Logic In San-lun Madhyamika Buddism // International Philosophical Quarterly. 1981. Vol. XXI. №3.А.А. Маслов.
Дополнительный поиск Школа трех трактатов
На нашем сайте Вы найдете значение "Школа трех трактатов" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Школа трех трактатов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 20 символа