Школа только сознания

156

ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. "Школа Только сознания".Течение кит. Буддизма, восходящее к одной из систем классич. Буд. Философии - виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 - 6 вв. В рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху - "Дасабхумика шастра" ("(Ши) ди лунь"- "Трактат о ступенях (учителей йогачары)") и Асанги - "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь"- "Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. Школа Шэлунь была реформирована Куйцзи - учеником знаменитого буд. Паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. Инд. Философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич.

Основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана (свойств дхарм)").Мыслители В.ш. Разработали филос. Концепцию, осн. Исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. Виджнянаваде резко усилилась идеалистич. Тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. Виджняна, кит. Ши (4)). В.ш. Выделяет "восемь (видов) сознания" (см. Ба ши), восьмой из к-рых - алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", "абс. Сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа (1), п.

2, См. Также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. Эмпирич. Личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)- кармич. (см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. Активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш.- "очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений". Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. Сознания" в собственной "чистой" (цин (1)) и "спокойной" (цзин (2)) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см.

Непань). В.ш. Доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. Не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. Практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.*РозенбергО.О. Проблемы буд. Философии. Пг., 1918. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31. Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.E.A. Торчинов.

Значения в других словарях
Школа постижения истины

ЧЭНШИ ШКОЛА Чэнши цзун "Школа Постижения истины"Течение кит. Буддизма, получившее назв. По имени трактата инд. Мыслителя Харивармана "Рассуждения о постижении" ("Сатьясиддхи шастра", "Чэн ши лунь"). Осн. В 5 в. Сэндао и Сэнсуном, просуществовала до 7 в. Доктрина Ч.ш. Основывалась на признании всего сущего комбинацией 84 разновидностей дхарм (см. Фа (1), п. 2), включающей истинно реальные и кажущиеся реальными дхармы. Т.о., учение Ч.ш. Соединяло элементы махаяны (в данном случае шуньявады) и тхер..

Школа союзов по вертикали и горизонтали

ЦЗУНХЭН ЦЗЯ "Школа (союзов) по вертикали и горизонтали", "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных (лолитич. Связей)", "школа дипломатов". Филос. Школа, в 5 - 3 вв. До н.э. Объединявшая теоретиков и практиков дипломатии - советников удельных владетелей. Лю Синь (1 в. До н.э.- 1 в. Н.э.) квалифицировал ее как самостоятельное течение в числе ведущих "девяти направлений, десяти школ" филос. Мысли пер. Чжаньго ("Сражающихся царств"). Гл. Представителями Ц.ц., согласно "Ши цзи" (2 - 1 ..

Школа трех трактатов

САНЬЛУНЬ ШКОЛА Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов"Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. Связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. Получила от трех соч. "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш. "Бай лунь" предположительно нап..

Школа устава

ЛЮЙ ШКОЛА Виная, "школа Устава". Др. Назв. Наньшань люй (цзун) ("школа Уложений с Южн. Гор"), Наньшань (цзун) ("школа с Южн. Гор").Течение в буддизме, считающее гл. Путем достижения "просветления" и освобождения от мирской грязи строгое соблюдение предписаний. Имела самый разработанный среди буд. Школ дисциплинарный устав. Практически до 10 в. Под назв. Л.ш. Фигурировал ряд не связанных между собой сект.Начало апологетике дисциплинарных предписаний было положено в сер. 3 в. Инд. Миссионером Дхар..

Дополнительный поиск Школа только сознания Школа только сознания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Школа только сознания" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Школа только сознания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 21 символа