Школа только сознания
ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. "Школа Только сознания".Течение кит. Буддизма, восходящее к одной из систем классич. Буд. Философии - виджнянавадейогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их доктрины получили распространение в 5 - 6 вв. В рамках школ Дилунь и Шэлунь, основывавших свое учение на трактатах Васубандху - "Дасабхумика шастра" ("(Ши) ди лунь"- "Трактат о ступенях (учителей йогачары)") и Асанги - "Махаяна санграха" ("Да чэн шэлунь"- "Сводные сведения о махаяне"). В 7 в. Школа Шэлунь была реформирована Куйцзи - учеником знаменитого буд. Паломника и переводчика Сюанъцзана. Опираясь на коммент. Инд. Философа Дхармапалы (6 в.), Сюаньцзан и Куйцзи создали наиболее значит, версию учения вэй ши, ставшую теоретич.
Основой В.ш., к-рая получила также назв. Фасян школы ("школа Дхармалакшана (свойств дхарм)").Мыслители В.ш. Разработали филос. Концепцию, осн. Исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. "феноменологии сознания". В кит. Виджнянаваде резко усилилась идеалистич. Тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. Виджняна, кит. Ши (4)). В.ш. Выделяет "восемь (видов) сознания" (см. Ба ши), восьмой из к-рых - алайя-видж-няна (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", "абс. Сознание") рассматривается в качестве субстрата и источника всех прочих видов сознания. "Сознание-сокровищница" порождает комбинации дхарм (фа (1), п.
2, См. Также У юнъ), образующие "вещи и явления" (сян у), в т.ч. Эмпирич. Личности. В алайя-виджняну заложены некие "отпечатки" опыта (васана, сюньси)- кармич. (см. Е) впечатления, или "семена" (биджа, чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. Активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых "впечатлений-семян", закладываемых в алайя-виджняну. Цель ре-лиг, практики В.ш.- "очищение" алайя-виджняны от "впечатлений-семян" и предотвращение поступления в нее новых "впечатлений". Пребывание "очищенного" в процессе медитации и аскезы "абс. Сознания" в собственной "чистой" (цин (1)) и "спокойной" (цзин (2)) природе считается, по учению В.ш., нирваной (см.
Непань). В.ш. Доктринально противостоит Фасин школе ("школа Дхармата"), т.к. Не признает наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусств, ее создание посредством религ. Практики, а также отрицает "пустотность" (кун, син кун) дхарм как основу и содержание бытия.*РозенбергО.О. Проблемы буд. Философии. Пг., 1918. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216 -31. Vallee Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Melanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937.E.A. Торчинов.
Дополнительный поиск Школа только сознания
На нашем сайте Вы найдете значение "Школа только сознания" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Школа только сознания, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 21 символа