Айхенвальд

96

АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич (1872-) - литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905-1917, в эпоху господства модернизма и эстетизма в русской литературе. А. Окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в к-рой выступает типичным идеалистом. По переезде в Москву был секретарем философского общества и сотрудником идеалистического журнала «Вопросы философии и психологии», одно время - помощником редактора «Русской мысли» при В. А. Гольцеве, опубликовал ряд философских работ, между прочим перевел сочинения Шопенгауэра. Известность А. Приобрел, когда от философии перешел к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и др.

Кадетских изданиях. Статьи эти были собраны им в ряде сборников под общим заглавием «Силуэты русских писателей» и «Этюды о западных писателях» и др. А. - критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется А. Самым существенным в художественном произведении - на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение еще не кончилось, и поэт, священник искусства, облечен великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы.

Наместник бога на земле, так сплетает он свое творчество с творчеством вселенной». Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, А. Совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой. «Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени». Отвергает А. И психологическое изучение литературы. Хотя А. И утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадежны» и т. Д. Не интересуют А. И литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим.

«Нет направлений. Есть писатели. Нет общества. Есть личности». В конце концов в своем стремлении изолировать личность писателя от всего мира А. Впадает в фальшиво-пророческий тон, начинает говорить выспренним жреческим яз. «писатель - дух, его бытие идеально и неосязаемо. Писатель - явление спиритуалистического, даже астрального порядка, ...начало движущееся и движущее...» и т. Д. Несмотря на всю эту идеалистическую фразеологию о «боге», «астральном мире», А. Дает нередко меткие характеристики и эстетические оценки отдельных художественных произведений.Октябрьская революция с ее воинствующим материализмом, с ее новыми формами жизни, властно отрицающими самодовлеющее эстетическое созерцание, отрыв искусства и его творцов от действительности, была конечно чужда и враждебна критику.

Сузив невольно понятие культуры до определенных исторических и классовых ее форм, предполагающих буржуазный общественный строй, А. Увидал в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции. Высланный за границу, он стал помещать в эмигрантских газетах злобные и враждебные статьи против Советской России.Библиография. I. Силуэты русских писателей, вып. III, М., 1907-1910. Вып. I, изд. 5-е, М., 1917. Этюды о западных писателях, М., 1910. Отдельные страницы, М., 1910-1911. Посмертные произведения Толстого, М., 1912. Спор о Белинском, М., 1914. Пушкин, изд. 2-е, М., 1916. Слова о словах, П., 1917. Похвала праздности, М., 1922. Поэты и поэтессы, М., 1922, и др.II. Венгеров С. А., Критик-импрессионист, «Речь», 26 июля 1909. Кранихфельд В., О критике и критиках, «Совр.

Мир», № 8, М., 1911. Грифцов Б., Метод А., «Русская мысль», № 11, 1913. Иванов-Разумник, Правда или кривда, «Заветы», № 12, 1913. Бродский Н., Развенчан ли Белинский, «Вестник воспитания», № 1, 1914. Ляцкий Е., Господин А. Около Белинского, «Современник», № 1, 1914. Марковский М., И. С. Тургенев с современной точки зрения, «Педагогический сборник», № 5, 1914. Неведомский М., «Зигзаги нашей критики», сб. «Зачинатели и продолжатели», П., 1919. Полянский В., Бессмертная пошлость и похвала праздности, «Под знаменем марксизма», № 1, 1922.

Значения в других словарях
Айни

АЙНИ Садреддин - современный литератор советского Таджикистана. В последние годы А. Занимается исключительно литературным трудом, работая одновременно над систематизацией своих материалов и мемуаров о джадидизме (национально-реформистское движение в Бухаре), одним из основоположников к-рого он явился. Был посажен в тюрьму эмирским правительством Бухары, подвергался пыткам. Принимал участие в бухарской революции, как и в правительстве Советской народной республики Бухары после свержения бухарско..

Айсорский язык

АЙСОРСКИЙ ЯЗЫК - см. Сирийский язык. ..

Академии

АКАДЕМИИ. Происхождением своим слово А. Обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон , излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. До христ. Эры). Отсюда его философская школа (а после смерти - школа его учеников) получила название академической. С течением времени слово приобрело два значения. 1. Ученого общества, учрежденного для занятий наукой и искусством, и 2. Высшего учебного заведения.Для истории литературы особое значение имеют те моменты разви..

Академия государственная художественных наук - ГАХН

АКАДЕМИЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК - ГАХН - «высшее ученое учреждение, имеющее целью всестороннее исследование всех видов искусств и художественной культуры» (В§ 1 устава). А. Возникла в 1921 в Москве из небольшой научной комиссии специалистов и в течение нескольких лет выросла в научный институт с рядом отделений и секций, лабораторий и кабинетов, с большой библиотекой по вопросам искусствоведения (100 000 томов), с научно-показательным отделом и т. Д. Задача А. - путем аналитическ..

Дополнительный поиск Айхенвальд Айхенвальд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Айхенвальд" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Айхенвальд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа