Апокалиптическая литература

120

АПОКАЛИПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (греч. ΑПЂОїОєαО»П…П€О№П‚) - буквально литература, дающая якобы откровение человеку о божественных тайнах, чаще всего о тайнах последних дней мира, его конца и будущем мире. Такая эсхатологическая (от греч. ОµσП‡αП„ОїП‚ - последний) литература является наиболее распространенной и разработанной ветвью А. Л. Менее значительными являются ветви А. Л., трактующие о тайнах мироздания (космологическая литература, - греч. ОєОїσОјОїП‚ - мир) и о некоторых моментах мирового и исторического процесса. Эсхатологическая ветвь А. Л. Является продуктом гл. Обр. Иудейства и христианства. В других религиях она представлена очень слабо. Вместе с тем произведения этой литературы в иудействе и христианстве возникали обычно спорадически, в некоторые определенные эпохи, именно в эпохи глубоких социальных кризисов.

Отсюда эта ветвь А. Л. Должна быть рассматриваема как род социальной утопии в специфической религиозной обработке. Наиболее ранним цельным произведением этого рода (не считая мелких отрывков в книгах библейских пророков) считается кн. Даниила, появившаяся в 165-164 до христ. Эры, во время так наз. Маккавейского восстания. Затем целый ряд иудейских и христианских апокалипсисов появляется в I и в начале II в. Христ. Эры, в эпоху ожесточенной социальной борьбы в Иудее и на востоке Римской империи. Образы и идеи, выраженные в А. Л. I в., оживают и дают пищу для народного творчества в том же стиле в эпохи кризисов XV-XVI вв. В Германии, в XVII в. - в Англии, в XVII-XVIII вв. - в Московском государстве. А. Л. Популярнее в революционную эпоху средневековья.

Каждая религиозная система пытается ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о происхождении людского общежития, противоречий социальных и моральных, возникающих в общежитиях, о происхождении болезней и смерти, о направлении мирового и исторического процесса и о его конечной цели. В ответах на эти вопросы мы встречаемся иногда со своеобразными концепциями религиозной философии и истории. Само собою понятно, что указанные концепции чрезвычайно различны, в зависимости от социально-экономического уклада той среды, где они возникают, и от воззрений той социальной группировки, к к-рой принадлежат их авторы. В произведениях эсхатологической литературы, независимо от времени и социальной базы их происхождения, отправной центральный пункт одинаков и заключается в утверждении, что существующий мир находится накануне своего конца.

Отсюда практические задачи произведений А. Литературы сводятся к тому, чтобы доказать это положение, чаще всего путем ретроспективного исторического обзора, ориентировать читателей в признаках приближения конца и затем дать «откровение» о сущности, ходе и результатах предстоящей катастрофы. В разработке перечисленных вопросов и сказывается всегда социальная ориентировка автора апокалиптического произведения. В одних произведениях проводится монистическая точка зрения, согласно к-рой единым, верховным и абсолютным двигателем исторического и мирового процесса является божество, в других - дуалистическая, согласно к-рой непрерывная цепь конфликтов и противоречий, бедствий и катастроф, являющихся звеньями мирового и исторического процесса, есть результат постоянной и ожесточенной борьбы двух начал, доброго и злого, с перевесом на стороне злого.

Монистическая точка зрения господствует в апокалипсисах, вышедших из-под пера ученых иудейских богословов I в. (так наз. IV кн. Езры и апокалипсис Баруха). Для них главный признак близости конца заключается в крушении иудейской религиозной общины (в 70), к-рое выбило почву из-под ног у всей жреческой и раввинистической верхушки иудейства. Это крушение в их глазах представляется апогеем бедствий, видимым триумфом враждебных иудейству сил. Однако в свете раввинистической философии истории оно расценивается как заключительный момент в осуществлении божественного плана наказания людей. Дуалистическая точка зрения господствует в произведениях, вышедших из народной среды или отражающих народную идеологию (иуд. Отшествие Моисея, части кн.

Еноха, до изв. Степени кн. Даниила, христ. Откровение Иоанна). Существующий мир с его порядками и властью мыслится здесь как орудие или царство диавола, сатаны. Римская власть и часто также иудейская господствующая верхушка считаются слугами сатаны. Признаки близости катастрофы усматриваются в крайнем обострении гнета эксплоататоров, экономического и национального. Мир этот осужден на гибель, ибо он лежит во зле. Самая гибель будет носить характер мирового (гибели мира) и социального (гибели или кровавого истребления господ и богатых эксплоататоров) переворота. Со стороны формы эсхатологические произведения в большинстве случаев следуют некоторой общей для них схеме построения и прибегают к некоторым одинаковым приемам изображения.

Откровение дается всегда от имени какого-либо знаменитого пророка, или мудреца, или праведника древности. Он раскрывает якобы тайну будущего своим ученикам и последователям перед смертью (Моисей), или во время своей жизни, но по особому наитию свыше (видения Даниила, Езры), или рассказывает, что он вычитал в небесных книгах (Енох). Только автор христ. Откровения Иоанна выступает под собственным именем. Далее, исторический процесс и будущее изображаются чаще всего в аллегорической форме, в виде борьбы друг с другом чудовищ, зверей, в виде смен стихийных явлений (наводнений, бурь, уничтожающих горы, деревья, рощи) и т. Д. Процесс разделяется на круглое (7, 10, 12, 14) число периодов. Эта аллегорическая форма очень прозрачна.

Иногда она расшифровывается тут же при помощи объяснений ангелов (Даниил, Езра, Барух), иногда расшифрование предоставляется читателю и всегда может быть сделано без особого труда. Образы апокалиптической символики берутся или из библейских образцов, или, очень часто, из вавилонской, персидской, египетской и даже греческой мифологии, из астрологических и астрономических представлений и элементов и т. Д. Прием зашифровки объясняется тем, что откровение мыслится всегда окутанным тайной, недоступным для всякого человека и должно поэтому иметь особую специфическую форму для своего изображения. Описанный прием имеет для научного исследования огромное значение, так как позволяет с большой точностью определить время происхождения произведений А.

Л. Там, где изображение действительных исторических событий сменяется эсхатологической фантастикой, - и лежит момент написания книги. - Наиболее раннее произведение эсхатологической литературы, как сказано, книга Даниила, вошедшая в число канонических (священных) книг Библии. Из иудейских апокалипсисов I в. Христ. Эры следует особенно отметить народные книги. «Отшествие Моисея» и кн. Еноха и раввинистическую - IV кн. Езры. «Отшествие Моисея» излагает откровения о будущей судьбе мира, которые Моисей якобыАпокалипсис «Александръ же узрСЈвъ звСЈря коркодима, звСЈрь же бе таковъ. До пояса рыба, а внизу пояса звСЈрь. И хвостъ виликій, зубы же ево аки пилы».       АпокалипсисРисунок из «Повести об Александре Македонском».дал перед смертью Иисусу Навину.

Книга дошла в латинском переводе и без конца, в к-ром, вероятно, описывалась смерть или взятие на небо Моисея. Написана около начала христ. Эры, т. К. Последний исторический факт - смерть Ирода В. (4 года до начала христ. Эры), за к-рой следует уже эсхатологическая фантастика. Вышла (на арам. Яз.) из среды зелотов (ревнителей) - революционной партии. В изображении книги правящая лицемерная и ханжеская иудейская верхушка и римская власть - орудия диавола. Особенно ярко изображены пороки правящей верхушки и картинно, в стихотворной форме, изображена грядущая катастрофа. Книга была как бы предвестником зелотского восстания - 7 г. Христ. Эры (Иуды Гавлакирчнина). - Книга Еноха, выпущенная под именем Еноха, взятого, согласно легенде кн.

Бытия (5, 18-24), живым на небо, представляет из себя сборное произведение, в к-ром соединены многочисленные отдельные откровения, ходившие под именем Еноха в I в. Была очень популярной, дошла в эфиопском переводе полностью (есть еще значительные отрывки греч. Перевода, более древнего, и сокращенный славянский перевод, более поздний, переработанный христианским редактором). Оригинал был на арам. Яз. Чрезвычайно пестрый материал содержания книги объединен чисто внешним образом. Это якобы рассказ Еноха Мафусаилу о том, как он, Енох, путешествовал по небесным сферам, что там видел (тайны мироздания и небесных сил) и что там прочитал в небесных книгах (тайны будущих судеб мира). Книга излагает иудейскую ангелологию, иудейские представления о мироздании и астрономии, а также содержит три отрывка апокалиптического содержания:1) маккавейской эпохи (83-93),2) эпохи 38-37 до христ.

Эры (37-71 гл.) и3) ок. Середины I в. (94-105 гл.);последние два вышли из народной среды. Особенно интересен третий апокалипсис, в форме проповеди, описывающей гибель эксплоататоров и будущую награду угнетенным. Описания обнаруживают близкое родство с некоторыми евангельскими изречениями, изобличающими богатых и обещающими блаженство и царство бедным. - IV кн. Езры (дошла в шести переводах) является типическим апокалиптическим произведением раввинистического происхождения. Книга написана под влиянием катастрофы 70 г. В ней, как уже указывалось, не заметно дуализма. Будущее царство праведных она мыслит как пребывание во вновь открывающемся для людей библейском рае. Близко родственна ей книга Баруха, относящаяся к той же эпохе.

- Своеобразным характером отличается христианское Откровение Иоанна, последняя книга новозаветного канона. В ней отсутствует ретроспективный обзор прошлого - христианство не имело за собой длительной истории, - и поэтому очень трудно с полной точностью определить время ее происхождения. Пытались подойти к разрешению этого вопроса различными способами. Больше всего было попыток расшифровать «число зверя» 666 (или 616, по другой версии) как имя императора, при к-ром была написана книга. Но получилось несколько различных решений, взаимно исключающих одно другое (Нерон, Кай Калигула, Траян, Нерва, Адриан и др.). Совершенно произвольной и не выдерживающей научной критики оказалась также попытка Н. А. Морозова определить время происхождения книги на основании имеющихся в ней астрономических данных.

Поэтому единственным надежным опорным пунктом для датировки книги теперь считается имеющийся намек на непомерное и неожиданное вздорожание хлеба, к-рое действительно имело место в М. Азии в 92-93, вследствие нелепого указа Домициана об уничтожении виноградников, указа, расстроившего всю хозяйственную жизнь М. Азии и Ю. Италии. Т. К. Домициан вел также враждебную политику по отношению к христианству, то книга могла быть написана во время его преследований и должна была появиться около 93-95. Некоторые, однако, полагают, что книга появилась еще позже, в первых годах II в., при Траяне. Характерно, что автор не скрывается под псевдонимом, но говорит от своего имени, находясь «в духе», т. Е. В состоянии религиозного экстаза, - явление, типичное для первых христианских общин.

В книге автор записал свои «видения», т. Е. Грезы-галлюцинации, но придав им некоторую систематичность и порядок, причем все же в значительной степени сохранился колорит бредовых, сумбурных представлений, обычных для сновидений и галлюцинаций. Содержание «видений» и галлюцинаций было дано отчасти иудейской апокалиптикой, в к-рой автор был очень начитан, отчасти христианской идеологией, отчасти его личными астрологическими и астрономическими наблюдениями. Пестрота и противоречивость образов и идей Откровения Иоанна послужили поводом для постановки вопроса о составном (компилятивном) характере книги. Но это течение в изучении Откровения Иоанна теперь надо считать ликвидированным. Миросозерцание автора резко дуалистическое.

С одной стороны - царство диавола - Римская империя, с другой стороны - гонимые и истребляемые христиане. Христос (или Агнец) после целого ряда стихийных бедствий уничтожит в бою слуг сатаны, будет царствовать с христианскими мучениками, воскресшими из мертвых, тысячу лет, затем, снова в бою, уничтожит окончательно силы сатаны, вместо старой земли и старого неба явятся новое небо и новая земля, новый небесный Иерусалим с рекою и древом жизни, где вечно будут жить гонимые теперь христиане.Книга стала очень популярной. К ней возрождался не раз интерес в периоды социальных кризисов. Образы откровения (вавилонская блудница, апокалиптические кони, чаши бедствий, трубы архангелов, апокалиптический зверь и т.

Д.), меткие выражения («ни горяч, ни холоден», «как тать (вор) ночью», «время близко», «стою у дверей и стучу» и т. Д.) вошли в обиход литературной речи европейских народов, вдохновляли поэтов и художников. Эсхатологической формой пользовались иудеи и христиане также для агитации и защиты своих идеологий. Для этой цели выпускались подложные христианские и иудейские Сивиллины книги , где от имени Сивиллы давались предсказания торжества иудейства или христианства. Христиане выпустили в своей обработке иудейский апокриф о кончине пророка Исайи, в к-ром вложили в уста Исаии подробное изложение евангельской истории. - В связи с А. Л. Эсхатологического характера находится другая ветвь А. Л., открывающая якобы тайны того мира.

В нескольких книгах о жизни Адама и Евы подробно описывался рай, его судьба после изгнания первых людей и его будущее вторичное появление. В христианском Апокалипсисе Петра (II в.) описывались места блаженства праведных и мучения грешников, показанные якобы Петру Иисусом. Материал для этого Апокалипсиса был заимствован из греческих орфических книг о Гадесе.Библиография. На русск. Яз. Гальцман О., Падение иудейского государства, М., 1899 (соотв. Глава). Ренан Э., Антихрист, СПБ., 1906, СПБ. - М., 1907. Морозов Н. А., Откровение в грозе и буре, изд. 2-е, М., 1907. Никольский Н. М., Спор исторической критики с астрономией, М., 1908. Его же, Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М., 1922. Немецкие совр.

Обзоры - соотв. Главы в работах. Bousset D. W., Die Offenbarung Johannis, 1896 (лучший комментарий к Откровению Иоанна). Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Leipzig, 1898. Kantzsch E., Die Apokryphen und Pseudoapokryphen des A. T., II т., иудейск. Текст (переводы). Volz P., Jüdische Eschatologie von Daniel bis Akiba, 1903. Bousset D. W., Die Religion des Judentums im späthellenistischen Zeitalter, II Aufl., 1927.

Значения в других словарях
Аониды

АОНИДЫ - древнегреческое название муз искусства, обитавших, по воззрениям греков, в Аонии, т. Е. В Беотии (центральная Греция) и происходивших от беотийского царя Аона. Пушкин называет Батюшкова. «наперсник милых А.» (ср. Еще - «поклонник мирных А.» («Евгений Онегин»). ..

Апарте

АПАРТЕ - разговор про себя, в драматических жанрах употребляется как речь «в сторону». Речи «в сторону» произносятся и в присутствии других лиц и условно считаются неслышными для присутствующих. Основная функция апарте - сообщение зрителю всех внутренних состояний, движений, намерений и взаимоотношений действующих лиц. А. Широко применялись в древнегреческой драме для объяснения хода действия. В новейшее время они часто эксплоатировались для создания комического положения (один произносит А., д..

Апокрифы

АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. Имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. Указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской ..

Аполлинэр

АПОЛЛИНЭР Гильом (Guillaume Apollinaire, 1881-1918) - псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. Был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетически..

Дополнительный поиск Апокалиптическая литература Апокалиптическая литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокалиптическая литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокалиптическая литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 27 символа