Аполлинэр

118

АПОЛЛИНЭР Гильом (Guillaume Apollinaire, 1881-1918) - псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. Был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетическим террористом, способным разрушать музеи и даже - похищать памятники искусства (в 1911 А. Был арестован по нелепейшему обвинению в краже «Джиоконды»), поэт, написавший. «Люди будущего, помните обо мне - я жил в эпоху, когда кончались короли», издевавшийся над буржуазной публикой (постановка драмы А.

«Сосцы Тирезия», вызвавшей возмущение зрителей), в то же время всячески старался демонстрировать свою благонадежность и добивался ордена Почетного легиона. Эта неустойчивость привела к тому, что во время войны А., некогда осмеивавший военщину, обратил свои футуристские лозунги бодрости и борьбы со «старьем и рутиной» на служение империализму, требуя не только победы над Германией, но и «возмещений». Нужно отметить, что этот патриотический подъем сопровождался, по словам биографа А. - Ф. Супо, - «психической растерянностью» и упадком творческих сил. В период расцвета А. Был активным деятелем не только в области литературы, но и в области живописи, со многими представителями к-рой (Пикассо, Анри Руссо) он был близок.

А., изложивший в своей книге «Живописцы-кубисты» (1912) принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова. Не довольствуясь нарушением канона в области синтаксиса, метра и словаря, А. Изгоняет из своих стихов пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др. Приемам, цель к-рых - дать в поэзии присущее живописному кубизму многопланное ощущение объекта. Таковы «каллиграммы» и «идеограммы» А., в к-рых он стремится сделать стихи выразительными не только поэтически, но и графически. Лучшие книги А. («Alcools», «Calligrammes») обнаруживают подлинного лирического поэта с некоторой склонностью к сатире. А. Обладал значительной, характерной для ученика символистов эрудицией, к к-рой несколько иронически относились его левые друзья и враги, считавшие ее одной из причин «рассудочности» А.От шаблонного футуризма А., испытавшего на себе влияние не только Рембо , но и Гейне и Бодлера , отличает его связь с литературой прошлого.

Даже своими каллиграммами и идеограммами А. Обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев. А. Оказал значительное влияние на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей - сверхреалистов , к-рые не только самое название своей школы, но и принцип «сверхреалистской» импровизации заимствовали у А.Библиография. I. Важнейший произведения. Сборн. Стихов - «Алкоголь» (Alcools), 1913. «Каллиграммы» (Calligrammes), 1918. «Имеется» (Il y a), 1924. Романы и новеллы - «Разлагающийся чарователь» (L’enchanteur pourrissant), P., 1921. «Ересиарк и К-о» (L’Hérésiarque et C-ie), P., 1922. «Убийство поэта» (Le poète assassiné), P., 1927, и др.II. Эфрос А., Три силуэта, «Современный Запад», № 4, П.

- М., 1923. Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», № 4, М., 1924. Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1922. Duhamel G., Les poètes et la poésie, P., 1922. Billy A., A. Vivant, P., 1923. Спец. Номер журн. «Esprit Nouveau», окт., P., 1924. Soupault Ph., G. A. Ou Reflets de L’incendie, Marseille, 1927.

Значения в других словарях
Апокалиптическая литература

АПОКАЛИПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (греч. ΑПЂОїОєαО»П…П€О№П‚) - буквально литература, дающая якобы откровение человеку о божественных тайнах, чаще всего о тайнах последних дней мира, его конца и будущем мире. Такая эсхатологическая (от греч. ОµσП‡αП„ОїП‚ - последний) литература является наиболее распространенной и разработанной ветвью А. Л. Менее значительными являются ветви А. Л., трактующие о тайнах мироздания (космологическая литература, - греч. ОєОїσОјОїП‚ - мир) и о некоторых моментах мирового и ..

Апокрифы

АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. Имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. Указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской ..

Аполлон [греческий бог]

АПОЛЛОН - греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. Является «ведовство», «знахарство», выражающееся в «прорицании» и религиозном врачевании, тесно связанном с «заговорами» (в «Илиаде» А. Насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает А. Богом пения и музыки. Некоторые формы музыкальной лирики, напр. Так наз. «номос» и «пеан» были связаны с культом А. Поскольку «веду..

Аполлон [журнал]

«АПОЛЛОН» - художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909-1910 вышли №№ 1-12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до № 9), потом бар. Н. Н. Врангель. Издатели. До января 1911 - книгоиздательство «Якорь», в 1911-1917 - С. К. Маковский и М. К. Ушков. В 1909-1910 в «А.», наряду с отделами искусства, литературы и критики, помещалась обширная хроника и «Литературный альманах» с отдельной нумерацией страниц. «Литературный..

Дополнительный поиск Аполлинэр Аполлинэр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аполлинэр" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аполлинэр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа