Аполлон [греческий бог]

109

АПОЛЛОН - греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. Является «ведовство», «знахарство», выражающееся в «прорицании» и религиозном врачевании, тесно связанном с «заговорами» (в «Илиаде» А. Насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает А. Богом пения и музыки. Некоторые формы музыкальной лирики, напр. Так наз. «номос» и «пеан» были связаны с культом А. Поскольку «ведун» оформляет и хранит идеологию первобытного общества и подчиняет себе все области его жизни, функции А. Имели тенденцию к безграничному расширению. А. Был объявлен сыном Зевса - богом-юношей, рожденным Лето от Зевса на острове Делосе, одном из крупных центров религии А.

В другом крупном центре, Дельфах, А. Стал вещать волю своего отца, Зевса, через свою пророчицу Пифию. А. Был поставлен на службу интересам могущественных дорийских государств. Содержание религии А. Определялось аристократическим строем с его консервативной этикой. От имени дельфийского бога проповедывалась «умеренность» («ничего слишком») и «благоразумие», каралась «заносчивость», стремление выйти за пределы издревле установленного порядка в личной и социальной жизни («познай самого себя»). Культ А. Вытеснял пережитки древности, не умещавшиеся в рамках аристократического государства, заменял кровную месть своими «очищениями», способствовал героизации легендарных основателей знатных родов. Ассимилируя себе второстепенные культы, А.

Проникал во все отрасли жизни - в земледелие и скотоводство, в мореплавание и гимнастические упражнения юношей, в постройку городов и в основание колоний, в установление календаря и в пути сообщения, повсюду являясь блюстителем аристократической законности. А. Повидимому значительно повлиял и на мифотворчество, приспособляя к морали феодального общества мифы, отражавшие более первобытную социальную структуру. А., поглощавший второстепенные божества, умел примиряться с могучими соперниками, и в главном центре религии А., в Дельфах, рядом с ним мог находиться Дионис . Глубокое различие между этими двумя богами уже древние пытались выявить в противоположении успокаивающей, проясняющей сознание музыки А. И возбуждающей, оргиастической музыки Диониса.

Это различение было положено Фр. Ницше в основу его метафизического противоположения двух начал - А. И дионисовского. А. Начало есть «принцип индивидуализации», стремление к обособлению личного сознания от изначального единства бытия, к восприятию мира в четких и расчлененных образах. Дионисовское начало - принцип наркотического слияния с природой, когда все грани стираются, личность растворяется в первоедином и рациональное уступает место мистическому экстазу и художественной интуиции. Некоторые стороны образа А., развившиеся сравнительно поздно и не связанные со специфическими условиями феодальной Греции, заняли преобладающее место в римской и зап.-европейской литературной традиции, а именно, солнечная природа А.

(древним является лишь его имя «Феб» - «сияющий»), поведшая к отождествлению его с Гелиосом, солнцем, равно как и представление об А., боге поэзии, «предводителе муз» («Мусагете») на горе Парнасе.

Значения в других словарях
Апокрифы

АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. Имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. Указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской ..

Аполлинэр

АПОЛЛИНЭР Гильом (Guillaume Apollinaire, 1881-1918) - псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. Был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетически..

Аполлон [журнал]

«АПОЛЛОН» - художественно-литературный журнал, выходивший в Петербурге с октября 1909 по 1917, по 10 книг в год (в 1909-1910 вышли №№ 1-12). Редактором был Сергей Маковский (лишь в 1911 и 1912, до № 9), потом бар. Н. Н. Врангель. Издатели. До января 1911 - книгоиздательство «Якорь», в 1911-1917 - С. К. Маковский и М. К. Ушков. В 1909-1910 в «А.», наряду с отделами искусства, литературы и критики, помещалась обширная хроника и «Литературный альманах» с отдельной нумерацией страниц. «Литературный..

Аполлоний Родосский

АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (III в. До христ. Эры) - древнегреческий поэт, представитель эпохи александринизма (см. Греческая литература). До нас дошла его поэма «Аргонавтика». ..

Дополнительный поиск Аполлон [греческий бог] Аполлон [греческий бог]

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аполлон [греческий бог]" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аполлон [греческий бог], различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 23 символа