Гуманисты
ГУМАНИСТЫ. - Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. Были носителями идеологии нового буржуазного общества, к-рое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач Г. Считали реабилитацию, «возрождение» классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название. «Эпоха Возрождения» (см. Ренессанс). Греческую и римскую культуры, достигшие своего высокого развития на почве денежного хозяйства, Г. Противопоставляли феодальной культуре средних веков, к-рую они истолковывали как упадочную, варварскую. Античность была знаменем Г., ее культура - всечеловеческой, образцовой, больше того - единственно возможной для них культурой.
Они не только разыскивали греческие и римские рукописи, не только совершали раскопки с целью обнаружения памятников античного искусства и быта, не только пропагандировали с университетских кафедр науку и поэзию древних, но также считали необходимым писать не на туземных языках, а на латинском, иногда даже на греческом. Многие Г. Отказывались от своих имен и фамилий, взамен к-рых брали имена и фамилии античные (так немецкий Г. Шнитер стал называть себя Агрикола и т. П.). Г. Настолько сроднились с формами и символами античной культуры, что на современность они глядели сквозь призму этой последней. Так напр. Гуманист Леонардо Бруно пишет по-гречески книгу о государственном и общественном устройстве Флоренции, причем флорентийская республика описывается терминами, взятыми из афинской политической и общественной жизни.
Желая стать новыми греками или римлянами и презирая все средневековое, в том числе и вышедшие из средних веков новые национально-государственные образования, гуманисты не чувствуют себя связанными ни со своей нацией, ни со своей страной. Они космополиты и в теории и на практике. «Где хорошо, там и отечество» - провозглашали они, переходя из одной страны в другую, от одного покровителя к другому. Борясь за новое буржуазное мировоззрение, Г. Восставали на средневековые способы познания, нашедшие свое выражение в схоластике (Рабле, Рейхлин - «Письма темных людей», Эразм Роттердамский и др.). Представляя собой интеллигенцию светскую, враждебную и по своему духу и по своим интересам интеллигенции церковной, гуманисты высмеивали монахов и попов (Бокаччо - «Декамерон», Поджо - «Фацеции», «Письма темных людей» и др.), противопоставляли аскетическому идеалу жизни - идеал жизни, построенной на здоровой чувственности (Лоренцо Валла - «О наслаждении», Рабле и др.), они утверждали, что не знатность, но личная талантливость, способности делают человека достойным уважения и подлинно благородным (Поджо - «О дворянстве», Бруни - «Спор о дворянстве».
С подобными мыслями мы встречаемся уже у Данте, который в «Пире» становится на точку зрения восходящей буржуазии, но затем отказывается от этого взгляда в своих позднейших произведениях).Гуманистическое движение возникает в Италии, в стране, ранее других подвергшейся капиталистическому перерождению. Именно здесь живет родоначальник гуманистической поэзии - Петрарка, пишущий на латинском языке свою поэму «Африка» о римском полководце Сципионе. Движение, начатое Петраркой, нашло свое завершение в поэзии гуманистов-северян XVI в. (Конрад Цельтес - латинская лирика, Рейхлин - латинские комедии и пр.), Италия, бывшая в XIV и XV вв. Очагом гуманистического движения, уступает в XVI в., в связи с развитием в ней феодальной реакции, свое место странам северной и центральной Европы (Германия, Англия, Франция), которые достигают к этому времени высокой стадии развития торгового капитала.
Ренессанс.
Дополнительный поиск Гуманисты
На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманисты" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманисты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 9 символа