Джойс

148

ДЖОЙС Джемс (James Joyce, 1882-) - англо-ирландский писатель, психоаналитик, мэтр международного (особенно американского) модернизма. С 1904 - в эмиграции, с 1920 - в Париже. Пишет Д. Медленно, пренебрегает традицией и не дает издательствам смягчать остроту своих выпадов. В результате книга рассказов «Dubliners» (Дублинцы, 1905) могла быть напечатана лишь в 1919. Автобиографический роман «Portrait of the Artist as a Young Man» (Портрет поэта в юности, 1904-1914) вышел в Америке в 1916. Печатанье романа-эпопеи «Ulysses» (Улисс, 1914-1921) в американском журнале было прервано нью-иоркским «О-вом борьбы с пороком», а парижское издание этого произведения до сих пор запрещено в Англии и Америке. В натуралистических и традиционных по форме «Дублинцах» Д.

Бьет по мелкой обывательщине родного города. В «Портрете» - на фоне разорения и распада семьи Дедалов показаны рост и раскрепощение Стивена от клерикального дурмана иезуитской школы, от гнета среды, и его попытки найти себя в разрыве с ними и в творчестве. Деклассированный выходец из обнищавшей вольнодумной буржуазии, трудовой интеллигент, идейный расстрига иезуитской догмы, богохульно поносящий традиции, но барахтающийся в тенетах религиозно-схоластического мироощущения, поэт, близкий к радикальной богеме, - Стивен - в значительной мере отражает взгляды самого Д. Эпическая символика «Улисса» с неслыханной остротой и точностью показывает мерзость буржуазного города. Центральное лицо «Улисса» - агент по сбору объявлений, Л.

Блум, ирландский еврей, добрый, чувственный, пошловатый, склонный порассуждать. Рядом с новым Гамлетом, - вернувшимся из Парижа - Стивеном, - это новый Фальстаф, который, добровольно купаясь в грязи, отлично ее сознает и ловко обращает себе на пользу. Он отечески расположен к Стивену и «спасает» его от «гибельных» устремлений, пытаясь снизить до своего уровня, хотя Стивен задыхается в том мире, каким его сделали Блум и ему подобные. Закрепленный на последних 42 страницах поток сознания жены Блума, Марион, показывает интимную жизнь этой исковерканной средою женщины сквозь призму ее разнузданной и пассивной психики. Мнимое нарастание конфликта в творчестве Джойса в действительности - движение «из никуда в ничто».

Глухой протест «Дублинцев» и мучительные искания «Портрета» приводят в «Улиссе» к статике предельной опустошенности и безысходности. В «Улиссе», где на 60 печатных листах описан ничем не замечательный день самых заурядных людей, мир остановился для Джойса в напряженном ожидании краха. Новатор формы и бунтарь, Д. Еще в плену у старой психоидеологии схоласта и аскета (Аристотель и Фома Аквинский). Эта трагическая двойственность Д. И порожденный ею тупик ведут его к пассивности и анализу, но и тут сухое и беспощадное обнажение себя и окружающего сменяется романтической героизацией образа Стивена и сентиментальной лирикой (книги стихов «Chamber Music», 1907, и «Poems Penny Each»). Пассеизму и пассивности Джойса соответствует вторичность художественного выражения и пародирование старых форм (сотни цитат из существующих и вымышленных писателей, «Улисс» - по схеме «Одиссеи», пародия на вопросно-ответный строй английских экзаменационных работ, стилизация стихов под елизаветинцев, единство времени в сделанной под Ибсена психологической драме «Exiles» (N.-Y., 1918) и в «Улиссе» и т.

П.). С чисто художественной стороны может быть цельнее и безупречнее всего написанного Д. Некоторые его рассказы флоберовской традиции, с их скупой и емкой пластичностью. Но стоит Д. Покинуть классическую раковину и сбросить груз прошлого, как проступает внутренний разлад, форма распадается от истерических вывертов, разменивается на пародии, и творческое лицо Джойса сводит болезненная гримаса. Иконоборец и разрушитель, он яростно атакует старые формы, религию, буржуазно-мещанскую мораль и быт, но по-интеллигентски неспособен осмыслить коренную причину зла и сделать последние выводы. В англо-саксонских литературах Джойс первым осмелился о многом говорить прямо и до конца. Но как наиболее чувствительное и запретное для английского пуританина табу он избрал узкую область половых отношений и вскрыл ее с полной откровенностью и намеренной непристойностью «Улисса», в эпатирующей буржуа художественной форме.

Желая возможно точнее передать всю полноту и бессвязность потока сознания, показывая все изображаемое через восприятие своих героев, он психологизирует время и пространство и пользуется заумью, кинотехникой и полифоническим письмом. Весь «Улисс» дробится на отдельные и часто многопланные кадры переплетающихся восприятий и переживаний. Монтаж их - фиксация восприятий многих лиц на одном объекте, произвольные прыжки мысли, обратная съемка с мотивацией воспоминанием и т. П. Обычны у Д. Такие приемы, как тематический пролог к «Дублинцам» - первые три рассказа сборника, в «Улиссе» - пролог к сцене Ормонд Отеля - пучок позднее развернутых лейтмотивов. Симфоническое разрешение книги - воспоминания Марион и т. П. Логическая речь у Д.

Распадается в речь экспрессивную, т. Е. В ряд лишь интонационно и тематически связанных алогических конструкций из междометий, намеков, неологизмов, построенных на игре смыслом и звучанием, и т. П. Непонятные цитаты и ссылки воспринимаются у Д. Тоже как заумь. Если «Улисс» местами труднее самых запутанных страниц Белого, то «космическая фантазия» - «A Work in Progress» («Работа двигается» - первая из 4 книг новой вещи Д., печатается в журнале «Transition» за 1928) - сущая головоломка на сплаве из 12 языков с заумью самого Д. Вслед за Г. Джэймсом Д. Делает решительный шаг к разрушению формы романа. Прикрасы господствующего в ирландской лит-ре конца XIX в. Национально-романтического «Возрождения» чужды скептику Д. Его творчество, продукт старой межнациональной культуры, необычайно остро изображает ее гипертрофию и распад в сознании декадентской буржуазии и богемы.

В этом смысле Д. Близок Прусту, Белому, Шпенглеру. Респектабельный пессимизм обличений послевикторианской лит-ры в Англии стал у Д. Потоком «желчи и грязи». На родине Д. - пу`гало. В Париже, где укрылась от пуританской цензуры анархо-эстетская молодежь Англии и Соединенных штатов, он, вместе с Фрейдом, - апостол похода против гнета лицемерного и прекраснодушного мещанства, а «Улисс» - евангелие «раскрепощенного» сознания. Мусорщик и могильщик растерянной и раздавленной капитализмом мелкой буржуазии, Д. Расчищает дорогу для лит-ры будущего, но ему нечего противопоставить миру, им разрушаемому, и, запутавшись в формальных исхищрениях, Джойс гибнет как художник вместе с изображаемой им классовой прослойкой.Библиография.

I. Произведения Д. На русск. Яз. Дублинцы, Л., 1927 (сокращ.) и несколько отрывков из «Улисса» в сборнике «Новинки Запада», М., 1925.II. Фогэрти Ю., Д. Джойс, «Вестник иностранной литературы», М., 1928. Boyd Е., Ireland’s Literary Renaissance, N.-Y., 1922. Gorman H., James Joyce, монография, N.-Y., 1924 (в ней частично указана огромная журнальная литература о Д.).

Значения в других словарях
Джирар Руссильонский

ДЖИРАР (Жерар) РУССИЛЬОНСКИЙ (Gerard de Roussillon) - эпос с одноименным героем, входящий в Каролингский цикл, но связанный не с Карлом Великим, а с Карлом Мартеллом. В исторической основе эпоса слиты предания о борьбе Карла Мартелла с бургундами и более поздняя история борьбы Карла Лысого с графом Джираром, защитником юного Карла Прованского и позднейшим основателем Везелейского аббатства. Выбор и в особенности разработка сюжета - образ короля алчного, упрямого и мстительного, доводящего васса..

Джованьоли

ДЖОВАНЬОЛИ Раффаэлло (принятое русское произношение «Джиованниоли» - совершенно неправильно) (Raffaello Giovagnoli, 1838-1915) - популярный итальянский романист-историк. Известность приобрел романом «Спартак» (Spartaco, 1874), к-рый открывает собой большой цикл его исторических романов из жизни Римской империи. Все они однако, за исключением «Спартака», не представляют художественного интереса. Основные достоинства «Спартака» - историзм и особенно пафос борьбы, к-рым роман заражает читателя. Д...

Джонс

ДЖОНС Эрнест Чарльз (Ernest Charles Jones, 1819-1869) - английский политический поэт и известный чартистский агитатор, воспитывался в Германии, в 1838 году вернулся в Англию, занялся адвокатурой и скоро стал одним из главных руководителей чартистского движения. В 1840 году Д. Опубликовал романтическую «The Wood Spirit», затем ряд политических стихотворений («Chartist Poems», 1846). Во время революции 1848 он за одну из своих речей был присужден к двухлетнему тюремному заключению. В тюрьме напис..

Джонсон С.

ДЖОНСОН Сэмюэль (Samuel Johnson, 1709-1784) - английский критик, ученый и поэт, сын мелкого торговца книгами. В тяжелой нужде, без всякой материальной или моральной поддержки пробивал себе дорогу и упорным трудом завоевал выдающееся положение в лит-ом мире. Поэма Д. «Лондон», написанная в стиле Ювенала, обратила на себя внимание Попа. Затем Д. Выпустил удачную биографию Ричарда Сэвэджа, после чего получил заказ на составление толкового словаря английского языка. Этот труд занял семь лет, создал..

Дополнительный поиск Джойс Джойс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джойс" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джойс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа