Лежнев
ЛЕЖНЕВ А. (1893-) (псевдоним Абрама Захаровича Горелика) - критик, один из теоретиков лит-ой группы «Перевал» . Примыкал к социал-демократам меньшевикам.Воззрения Л. На литературу и искусство целиком исходят из меньшевистско-ликвидаторской политики Троцкого - Воронского в отношении пролетарской культуры, в частности искусства и литературы. Эстетические и литературоведческие взгляды Л. Эклектичны и в основе своей идеалистичны, поскольку они определены старыми буржуазными (Кант, Шопенгауэр, Бергсон) положениями о бессознательном, интуитивном, иррациональном характере художественного творчества. Эти установки приводят Л. К крайне реакционным выводам. Ратуя за бестенденциозное искусство, за «моцартианство», против «сальеризма», «огромной волной» накатившего на современное искусство и «одно время совсем было его затопившего», Л.
Призывает советских писателей к возможно большей «искренности». Последняя для Л. - «не моральная, а художественная проблема». Лозунгом «искренности» Л. Заранее оправдывает всякое контрреволюционное произведение, лишь бы оно было «искренним».Повторяя Воровского, Л. Ставит перед писателями как центральную проблему - «проблему видения», понимая последнее не в духе диалектических материалистов как познание объективной действительности для ее преобразования, а в духе иррационалистического интуитивизма. Выступая будто бы против схематизма лефовской фактографии, Л. На деле яростно борется лишь с пролетарским революционным искусством, которому он в целом бросает обвинение в «сальеризме», лефовщине и пр. Пропагандируя «эстетическую культуру» для писателя, Лежнев включает в это понятие развитие у художника свойств «наблюдательности», уменья слышать разговорную речь, «ощущения слова», но не обязывает писателя иметь определенное мировоззрение.
Л. Не видит опасности на фронте литературы и искусства в развитии необуржуазных и кулацких тенденций, в обволакивании этими идеями молодых ростков пролетарской литературы. Л., ограничивая проблему утверждениями о необходимости борьбы с приспособленчеством, с халтурой («У нас начинает образовываться тип получателей гонораров, а это куда хуже всякой явной правой опасности»), явно смазывает тем самым необходимость борьбы с враждебной идеологией.Как и Воронский, Горбов и др. Идейные вдохновители «перевальства», Л. Совершенно не понял пролетарского литературного движения, относясь к нему, как к агитке, как к «искусству», «цена которому медный пятак». Свысока третируя пролетарское творчество, Лежнев делает ставку на индивидуальное мастерство в ущерб классовой идеологии пролетариата и общественной роли литературы.
Чревычайно характерна защита Лежневым правых тенденций в пролетарской литературе.Лежнев известен как «теоретик» лозунга «нового гуманизма», с которым выступил «Перевал» в 1929-1930. В период обостреннейшей классовой борьбы этот лозунг объективно выражал сопротивление буржуазных элементов города и деревни развернутому социалистическому наступлению рабочего класса.Защищая в своих теоретических и полемических статьях реакционные тенденции современной литературы, Л. Неустанно борется с воинствующей марксистской критикой. В этом плане чрезвычайно характерны памфлетные (порою спускающиеся до пасквиля) выступления Л. В сборнике «Разговор в сердцах».Библиография. I. Вопросы литературы и критики, изд. «Круг», М., 1926.
Современники, Литературно-критические очерки, изд. «Круг», М., 1927. Литературные будни, изд. «Федерация», М., 1929. Русская литература за десять лет, в книге. Лежнев А. И Горбов Д., Литература революционного десятилетия, 1917-1927, изд. «Пролетарий», Харьков, 1929. Разговор в сердцах, «Федерация», М., 1930. Предисловие к сб. «Ровесники» и статьи в журнале «Новый мир».II. Ермилов В., Гармонический обыватель, «На литературном посту», 1929, XI-XII. Лузгин Мих., Ответ Лежневу, «На литературном посту», 1929, X. Сельвинский И., Письмо в редакцию, «Литературная газета», 1929, № 20. Якубовский Г., Три критика, «Литературная газета», 1929, № 9. Бочачер М., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, № 3. Его же, Сердце-победитель, там же, 1930, № 4.
Гельфанд М. И Зонин А., К дискуссии о творческом методе, там же, 1930, № 4. Против буржуазного либерализма в художественной литературе (дискуссия о «Перевале»), изд. Комакадемии, М., 1931.III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1928. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН М., 1928.
Дополнительный поиск Лежнев
На нашем сайте Вы найдете значение "Лежнев" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лежнев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 6 символа