Мандзони

90

МАНДЗОНИ (Манцони) Алессандро (Alessandro Manzoni, 1775-1863) - итальянский писатель. Родился в знатной семье в Милане. Представитель той части итальянской буржуазии, которая, будучи напугана революционными потрясениями конца XVIII и начала XIX веков, мечтала о том, чтобы спокойно пожинать плоды французской революции и наполеоновских завоеваний и довольствовалась христианской концепцией нравственного усовершенствования общества.В первой поэме М. «Торжество свободы» (1801-1802) еще выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия «Адда» (1803) посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке «Урания» под маской мифологических образов сквозят уже христианские идеи всепрощения, милосердия, сострадания ко всем страждущим.

Настроением отрешенности от жизни проникнута ода «На смерть Карло Имбонато» (1806). Довольство малым выставляется как принцип общественного поведения. Однако наибольшей выразительности достигает его религиозная настроенность в «Священных гимнах» (Jini Sacri, созданных между 1812 и 1822), посвященных отдельным церковным праздникам (рождество, страсти господни, воскресение, похвала богоматери, троица). «Возникшие в дни реставрации, эти религиозные песни отражают характерное для эпохи торжество церковного начала» (Фриче). Религия выступает в них как начало примирения с действительностью, Христос - бог обездоленных. В этих песнях, по удачному выражению де Санктиса, евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции, - свобода, равенство и братство, - революционная фраза третьего сословия переведена на смиренный и кроткий язык верующего буржуа эпохи Реставрации.

Религиозным настроением окрашены также и те стихотворения М., к-рые в этот период посвящены отдельным эпизодам борьбы за освобождение и объединение Италии. В «Риминийском воззвании» (Il proclama di Rimini, 1814), написанном в связи с обращением Мюрата к итальянцам, поэт возлагает свои надежды на вмешательство божественной силы, которая одна только может собрать «разбросанные по земле прутья итальянской судьбы». Тот же мотив разработан и в «Марте 1821» (Marzo 1821). В оде на смерть Наполеона (Il cinsue Massio) религиозное настроение кристаллизуется в концепцию мировой истории. Личность, как бы она ни была могущественна, не что иное, как тень творца, орудие в его руках. История представляет собой обнаружение божественной воли, людям остается только изумляться непостижимому, тому великому чуду, которое представлял собой Наполеон.

Ода эта имела огромный успех в среде либерально настроенной интеллигенции и была переведена на немецкий яз. Самим Гёте.К тому же периоду относятся и драматические произведения М., первые опыты итальянской романтической драмы. «Граф Карманьола» (Il conte di Carmagnola, 1820) и «Адельгиз» (Adelchi, 1822). Представляя собой результат кропотливых исторических изысканий, обе драмы трактуют эпизоды далекого прошлого Италии и воплощают ту же идею христианской резиньяции. Трагическая гибель в драмах Мандзони религиозно обусловлена. Воля человека не может преодолеть превратности судьбы. Только искреннее религиозное сознание способно примирить человека с действительностью, как бы она ни была неприглядна.Над самым крупным своим произведением - романом «Обрученные» - М.

Начал работать с 1821 и опубликовал первое издание его (I promessi sposi) в трех томах в 1825-1827. « Обрученные - один из лучших исторических романов не только итальянской, но и мировой литературы» (Фриче). M. Дана здесь яркая картина быта и нравов Италии XVII в., разложения феодальных порядков.Герои «Обрученных», крестьяне Ренцо и Лючия, лишены всякой активности, это - люди робкие и благочестивые, находящиеся под могущественной защитой церкви, единственного устойчивого института в этом царстве самоуправства, насилия и грабежа. «В душе крестьянина-ткача Ренцо, - пишет Фриче, - правда, то и дело вспыхивает возмущение угнетенного сына народа. Но стоит только падре Кристофоро напомнить ему, что единственным судьей является бог, как весь его революционный пыл испаряется, и он готов по-христиански простить своего обидчика».

Кардинал Борромео, представитель церкви, является центральной фигурой романа. Это ему, как благодетельной и наставляющей силе, дано связывать и развязывать судьбы людей. Значение романа «Обрученные» В. М. Фриче определяет следующим образом. «Порвав в жизни с тем классом, к которому он принадлежал по рождению, Мандзони изобразил в своем романе феодалов XVII века или жестокими самоуправцами или смешными маниаками, а покоившийся на них общественный строй - царством насилия и грабежа, анархии и распада. Хороня старый аристократический мир, роман Мандзони был в этом отношении как бы прелюдией нового нарождавшегося в Италии буржуазно-демократического общества».Библиография. I. Граф Карманьола, перев. В стихах Н. Соколова, СПБ, 1888.

Обрученные, сокращ. Перев. Е. Некрасовой, СПБ, 1899. Opere, 1837. Opere complete, ed. U. Hoepli, Milano, 1905. Carteggio di A. Manzoni, a cura di G. Sforza e G. Gallavresi, parte I, 1912. Parte II, 1921. Manzoni intimo, 3 vv., Milano, 1923. Tutte le opere, a cura di G. Lesca, 2 ed., Barbera, Firenze, 1927.II. Ватсон М., Алессандро Мандзони, СПБ, 1902. Петров Д., А. Мандцони и романтизм в Италии, «История западной литературы, под ред. Ф. Батюшкова», т. III, M., 1914. Фриче В., Литература эпохи объединения Италии (1786-1870), М., 1916. Его же, Очерки развития западной литературы, М., 1931 (см. Приложение). Оветт А., Итальянская литература, М., 1922. Arcari F., Manzoni, Milano, 1823. Momigliano A., A. Manzoni. La vita, Messina, 1905. Scrocca A., Studi sul Monti e sul Manzoni, 1905.

Momigliano A., A. Manzoni, Messina, 1905. Galli G., Manzoni e Chateaubriand, 1907. Ovidio F., Nuovi studi Manzoniani, Milano, 1908. Pellizari A., Studi Manzoniani, Napoli, 1914. Garzia R., Note Manzoniane, Bologna, 1918. Busetto N., Le genesi e la formazione dei «Promessi sposi», Bologna, 1921. Sanctis F., de, Manzoni, studi e lezioni, 1922. Croce В., Poesia e non poesia, Bari, 1923. Calletti A., A. Manzoni, il pensatore e il poeta, 2 vv., 1927. Tonelli L., Manzoni, 1928. Momigliano A., Alessandro Manzoni, 1929.III. Bellezza Р., Intorno alle versioni inglesi, tedesche e russe dei «Promessi sposi», «Rassegna Nationale», 1902, X. Его же, Curiosita Manzoniane, 1923. Rubertis A., de, Documenti Manzoniani, 1926.

Значения в других словарях
Манджурская литература

МАНДЖУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - возникла после создания манджурского государства, когда в средине XVI в. Христ. Эры объединились мелкие племена манджур, вскоре овладевших всем Китаем. Не имея своей письменности, манджуры воспользовались монгольским алфавитом для передачи звуков своего языка. Начатая еще в XVI в. Работа по составлению манджурского алфавита была закончена ученым Дахай путем введения диакритических знаков. Этот алфавит был введен в 1632 и существует доныне. Только к средине XVII в. Относ..

Манджурский язык

МАНДЖУРСКИЙ ЯЗЫК - вместе с гольдским и орочским яз. Составляет манджурскую ветвь группы тунгусо-манджурских языков и является среди них единственным письменным яз. Письменный М. Язык становится известным лишь в XVI веке, когда молодое манджурское государство подчинило себе Китайскую империю. Тогда же была создана и манджурская письменность, к-рая была заимствована у монголов, давших манджурам первых учителей и много способствовавших пополнению М. Яз. Необходимыми терминами. На своем языке, но ..

Мандровані

МАНДРОВАНІ Дяки - см. Украинская литература. ..

Мани

МАНИ Лейб (1883-) (Mani Leib - псевдоним Мани Лейб Брагинского) - современный еврейский поэт, один из наиболее видных представителей американской группы «молодых». Р. В купеческой семье в г. Нежине. С 11 лет обучался сапожному ремеслу. Участвовал в еврейском революционном движении. За несколько лет (1900-1904) побывал во многих партиях (был украинским социалистом, эсером, анархистом, социал-демократом). В 1904 был арестован, сидел недолго, бежал в Англию. С 1905 живет в Нью Иорке, занимается св..

Дополнительный поиск Мандзони Мандзони

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мандзони" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мандзони, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа