Ремизов

81

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-) - беллетрист. Р. В богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание - жил в монастырях, паломничал. Рано начал жить самостоятельно. Окончил Московский ун-т по естественному отделению. Побывал в тюрьме и ссылке, много странствовал по глухим углам России. Печататься начал с 1902, преимущественно в журналах символистского направления. Первая книга вышла в 1907. С 1921 - белоэмигрант.Как писатель Ремизов сложился в период реакции после революции 1905. Разложение патриархальной торговой буржуазии в условиях перерастания промышленного капитализма в монополистический капитализм, диференциация старого купечества на промышленно-финансовую крупную буржуазию, с одной стороны, и на мелкую буржуазию - с другой, определили собой содержание и направление творчества Ремизова.Религиозно-этическая проблематика - основная для Р.

Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В «Крестовых сестрах», в «Неуемном бубне» дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования. В «Пруду» картины зверского быта, кошмаров и уродства жизни завершаются образом торжествующего дьявола. В «Часах» тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов. Освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия. Но сквозь явления бесноватого мира Р. Усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали. Дуализм Ремизова получает острое выражение в теме «богоборчества». У Р. Ропщут на бога даже патриархальные, богомольные старушки и сама богоматерь.

Религиозное раздвоение разрешается у Р. В юродстве, в религии жертвенного страдания, в примирении с ужасами жизни. Положительные персонажи Р. - безвинные страдальцы, религиозная богема бродячей Руси («Бесприютная», «Покровенная», «Крестовые сестры» и др.).В социальной действительности Р. Видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица, неразбериха», природа у Ремизова полна бесовщины. Изображаемый Р. Быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно. Реальная бытопись густо прослаивается фантастикой, обессмысливающей действительность. Жизнь персонажей Р. - мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов - полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства.

Реальность у Ремизова постоянно прорывается «кажимостями», бредами (больного, пьяного), снами, в к-рых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью. Систематически используемые Р. Лейтмотивы, подчас неожиданно и сумбурно сочетаясь в своих повторах, образуют алогические конструкции. Развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных. Некоторые циклы миниатюр Р. - не мотивированная ничем сюжетная заумь, дополняемая словесной заумью припевов, заговоров и всякого рода орнаментальной словесностью (напр. «Посолонь»).Для Р. Характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов.

Сюжетный стержень повествования слабо ощутим. Основные события затушевываются, место обобщающего, генерализирующего изложения занимает показ частных эпизодов, деталей быта. Члены изображаемого Р. Общества лишены внутренней связи друг с другом, они живут как бы в одиночном заключении. Здесь «человек человеку - бревно». Тенденция Р. К фрагментарности реализуется и в циклах миниатюр и в жанре «tableaux» - «литературных картинок» - религиозных, для детей, сновидений («С очей на очи», «Кузовок», «Бредовая доля», циклы в сб. «Трава-мурава», «Посолонь» и др.).Современная русская действительность и вся русская история «петербургского периода» рисуются Ремизовым как царство беззакония, насилия, косности. Вместе со славянофилами Р.

Датирует гибельный поворот русской истории эпохой Петра I («Царь Максимилиан», «Крестовые сестры», «Слово о погибели Земли Русской»). Средоточие зла для Ремизова - в современном индустриальном городе, который он предает очистительному огню («Пожар», «Град обреченный» и др.). Злу существующего общественного уклада Ремизов противопоставляет идиллию благообразного старокупеческого быта, освященную религией допетровскую «святую Русь» - идеал патриархального торгового капитала, действовавшего в недрах феодального общества. Реакционную романтику византийского средневековья и феодальной Руси противопоставляет Ремизов в качестве идеала культуре промышленного капитализма (ср. Вяч. Иванов, С. Соловьев, Рерих, Стеллецкий, отчасти Врубель, Кузмин и др.).

Под этим знаком создается иконописно-марионеточный театр Р. - стилизации в духе средневековых действ, «школьного театра» XVII века, «народного театра» («Бесовское действо», «Действо о Георгии Храбром», «Трагедия об Иуде», «Царь Максимилиан»), цикл модернизированных переработок апокрифов, житий, притч («Лимонарь», «Пляс Иродиады», «Трава-мурава» и др.), стилизации в духе византийского романа («Аполлон Тирский»). Р. Обращается к докапиталистическому фольклору, подвергая его стилизации («Посолонь», «Докука и балагурье», «Весеннее порошье» и др.).Но, идеализируя старину, Р. Не может не видеть и темной ее стороны. В «Покровенной» он показывает удушающую власть застойного быта, в «Крестовых сестрах» - самодурство старого купечества.

Особенно ярко произвол этого мира обрисован в романе «Пруд» в образах старшего поколения старокупеческой семьи Огорелышевых. Грехи, неправедность старозаветного мира должны быть искуплены, и этим искуплением, с точки зрения Ремизова, является революция, стихийный бунт, наказание, которое нужно жертвенно претерпеть для освобождения от накопившейся скверны. Таков именно «очистительный», «жертвенный» бунт молодого деклассирующегося поколения Огорелышевых, Финогеновых в «Пруду». Подготовляемая пролетариатом революция ненавистна Ремизову, и его произведения полны клеветы и злобы по адресу революционеров, социал-демократов. Революционеры, политические ссыльные у Ремизова - обманщики, интриганы, нелепые фантазеры, нищие духом фанатики («Пруд», «Петушок», «Покровенная», «Новый год» и др.).

В революционерах октябрьских дней Р. Увидел «человекоборцев безбожных, на земле мечтающих создать рай земной». В «Слове о погибели Земли Русской» Ремизов до конца раскрыл свою реакционную сущность, при виде победоносной революции пожелал «неволи вместо свободы», воспел хвалу Руси, к-рая жила «на трех китах».В символистском движении, объединившем различные реакционные социальные группы, Ремизов представлял те слои патриархального торгового капитала, к-рые не умели «европеизироваться», перестроиться применительно к условиям стремительного развития промышленного и финансового капитала и которые, деградируя, опускались в ряды мелкой буржуазии. Ремизов - значительный мастер слова, оказавший своей стилистикой, а отчасти и тематикой, заметное влияние на Замятина, Рукавишникова («Проклятый род»), Пильняка («Голый год»).

Ближе всего сам Р. Примыкает к традициям Лескова в своем тяготении к старозаветной Руси, в изображении церковного мира, в орнаментальности, «узорчатости» речи, стилизации в духе «народной этимологии», использовании лексики, оборотов речи, почерпнутых из старинных обрядов, народных песен, введении редкостных «словечек», прибауток, поговорок, всякого рода диалектизмов (подчас заумных). Психологические мотивы, связанные с миром деклассирующихся, «униженных и оскорбленных» персонажей Р., перекликаются с мотивами «подполья» Достоевского («Крестовые сестры»).Библиография. I. Сочинения, 8 тт., изд. «Шиповник», СПБ, 1910-1912 (тт. I, II, III. Рассказы. Т. IV. Пруд, Роман. Т. V. Рассказы. Т. VI. Сказки, Посолонь. Т. VII. Отреченные повести.

Лимонарь. Паралипоменон. Т. VIII. Русальные действа). Докука и балагурье. Народные сказки, изд. «Сирин», СПБ, 1914. Подорожие, Рассказы, изд. «Сирин», СПБ, 1913. Весеннее порошье, Рассказы, П., 1915. Николины притчи, П., 1917. Странница, Повесть, П., 1918. Слово о погибели Земли Русской, сб. «Скифы», кн. II, 1918. Царь Максимилиан. Театр А. Ремизова. По своду В. В. Бакрылова, П., 1920. Огненная Россия, изд. «Библиофил», Ревель, 1921. Шуми города, изд. То же, Ревель, 1921. Россия в письменах, изд. «Геликон», Берлин, 1921. Трава-мурава, изд. Ефрон, Берлин, 1922. Мара, изд. «Огоньки», Берлин, 1922. Петушок, Петроград, 1922. В поле блакитном, Берлин, 1922, и др. Автобиографические сведения см. В сб. «Первые литературные шаги», собрал Ф. Ф. Фидлер, (Москва, 1911).II. Садовский Б., Настоящий.

(Соч. Ремизова), «Современник», 1912, V. Измайлов А., Пестрые знамена, М., 1913. Рыстенко А., Заметки о сочинениях А. Ремизова, Одесса, 1913. Чуковский К., Психологические мотивы в творчестве А. Ремизова, в книге автора. Книга о современных писателях, СПБ, 1914. Чулков Г., Наши спутники, 1922. Горбов Д. А., Мертвая красота и живучее безобразие, «Красная новь», 1926, VII.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, М.-Л., 1924. Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М.-Л., 1928..

Значения в других словарях
Рембо

РЕМБО Артюр (Jean Arthur Nicolas Rimbaud, 1854-1891) - выдающийся французский поэт. Биография Р. Необычайна. Родился он в Шарлевиле в небогатой мелкобуржуазной семье. В детском возрасте Р. Бунтовал против домашнего гнета, религиозного воспитания, ханжества провинциальных мелких буржуа. В период Франко-прусской войны подросток Р. Насмехался над патриотами. В 1871, попав в Париж, участвовал в борьбе Коммуны. Очутившись после парижских баррикад в провинциальном захолустьи, Р. Послал свои стихи в Па..

Реми

РЕМИ Тристан (Tristan Remy, 1897-) - французский писатель. Член французской компартии. Мелкий железнодорожный служащий из крестьянской семьи, Р. Отражает настроения революционизирующейся мелкой буржуазии. В изображении быта Р. С трудом освобождается от влияний натурализма («Porte Clignancourt», 1928), соединяющегося с мелкобуржуазным романтизмом. В центре внимания писателя - искатели приключений, бродяги, протестующие индивидуалисты. В интригу Реми вносит некоторый элемент таинственности. Атмосф..

Реминисценция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») - термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования - сознательного подражания. Так напр. В образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и др.), некоторые исследователи видели Р. Аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступ..

Ренан

РЕНАН Эрнест (1823-1892) - французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. - также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще..

Дополнительный поиск Ремизов Ремизов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ремизов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ремизов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа