Ренан

76

РЕНАН Эрнест (1823-1892) - французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. - также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.Первая «философская драма» Р.

- «Caliban» (Калибан, 1878) - является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан - этот первобытный дикарь - с момента восстания произвольно превращается у Р. В олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей - аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.«L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) - продолжение «Калибана» - в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета.

Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. Говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами.

Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова. Это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.В «Le pretre de Nemi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно - Р. Хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил».Собственно художественные достоинства драм Р.

Невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.К художественному наследию Р. Относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» (1863), в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ - не бога, а человека - проникнут психологизмом.Библиография. I. Собр. Сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902-1903 (т. V. Философские диалоги.

Т. VII. Философские драмы. Т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. Выходили и отдельными изданиями. Источник юности, перев. И вступ. Ст. Ю. Спасского, М., 1909. Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах. Бретонка - в «Сев. Вестнике», 1890, VII. Трепальщик льна - в «Русском обозрении», 1893, V. Эмма Козилис - там же, 1893, VI. Жуарская игуменья - в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI.II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920. Kuchler W., E. Renan, Gotha, 1921. Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923. Brunetiere F., Pages sur E. Renan, P., 1924. Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928. Renard E., E. Renan. Les etapes de sa pensee, P., 1929. Арсеньев К. К., Философская драма Ренана. Калибан - «Вестник Европы», 1879, I.

Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V. Страхов Н., Ренан, в кн. Автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882. Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888. Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV. Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891. Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII. Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI. Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I. Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895. Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. Сочин.», т. XII, Киев, 1903. Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910.III.

Girard H. Et Moncel H., Bibliographie des Ouvres de Renan, P., 1923..

Значения в других словарях
Ремизов

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-) - беллетрист. Р. В богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание - жил в монастырях, паломничал. Рано начал жить самостоятельно. Окончил Московский ун-т по естественному отделению. Побывал в тюрьме и ссылке, много странствовал по глухим углам России. Печататься начал с 1902, преимущественно в журналах символистского направления. Первая книга вышла в 1907. С 1921 - белоэмигрант.Как писатель Ремизов сложился в период реакции после революции 1905. ..

Реминисценция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») - термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования - сознательного подражания. Так напр. В образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и др.), некоторые исследователи видели Р. Аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступ..

Ренар

РЕНАР Жюль (Jules Renard, 1864-1910) - французский писатель. В молодости был мелким чиновником. По политическим убеждениям - левый радикал. Одно из первых произведений Ренара - роман «L’ecornifleur» (Блюдолиз, 1892), рисующий в сатирических тонах литератора-дармоеда. Уже эта первая вещь характерна для стиля Ренара - она вся состоит из маленьких главок, дающих как бы мозаичную картину. Крупнейшим произведением Р. Является «Poil de carotte» (1894), история рыжего мальчика, нелюбимого в семье. Расс..

Ренар-Лис

PEHAP-ЛИС (Renard) - герой французской средневековой сатирической эпопеи «Roman de Renard» (Роман о Лисе, конец XII-XIV вв.), облеченной в форму животного эпоса и ярко отразившей мировоззрение поднимающегося городского сословия. Особый цикл стихотворных сказаний о Лисе складывается в XII в. В северо-восточной Франции. Из этих произведений и вырастает «Роман о Лисе». В своем окончательном виде (роман, как указано выше, складывался на протяжении примерно двух столетий) «Роман о Лисе» представляет ..

Дополнительный поиск Ренан Ренан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ренан" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ренан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа