Сенковский

62

СЕНКОВСКИЙ Осип Иванович (псевдонимы. Барон Брамбеус, Белкин и др., 1800-1858) - публицист, редактор, критик, беллетрист, ученый лингвист-востоковед, человек большой и многообразной эрудиции, поставивший ее на службу реакции 30-40-х гг. XIXв. Поляк по происхождению, С. В юности, в годы учения в Виленском ун-те, был близок к польским революционным кругам, но заняв в 1822 кафедры арабского и турецкого языков в Петербургском ун-те, быстро акклиматизировался в русской обстановке, изменив идеалам польского патриотизма и радикализма. В эпоху николаевской реакции С. Благонамеренно выполнял поручения по ревизии учебных заведений Виленского округа и в течение нескольких лет занимал должность цензора. Из С. Выработался типичный представитель русской буржуазной верхушки 20-40-х гг., неудовлетворенной феодально-крепостнической системой и вместе с тем неспособной сколько-нибудь активно и решительно против этой системы выступить из-за боязни демократического движения.

Это положение русской буржуазии определило в ее идеологии то верноподданническое приспособленчество, ту двойственность, непоследовательность, беспринципность и цинизм, ярким выразителем к-рых наряду с Булгариным был С. Эти свойства идеологии С. Особенно заметно сказались в его литературно-критической деятельности (ст. «Торквато Тассо», «Брамбеус и юная словесность» и др.). Осуждая строгую нормативность отмирающей эстетики дворянского классицизма, радуясь тому, что в новое время писатель зависит не от узкой социальной группы, а от широкой публики, С. Выдвигал в противовес классическим нормам не тот или иной объективный критерий эстетического суждения, а неограниченный произвол индивидуального вкуса, дающий свободу и критику и писателю.

С нарочитой и издевательской недобросовестностью он возводит в гении и ставит в один ряд с признанными авторитетами заведомо малоталантливых, а порой и просто бездарных писателей (Кукольнив, Степанов), бесцеремонно ниспровергая при случае им же самим сотворенные кумиры. Но утверждая право писателя на оригинальность прежде всего в целях дискредитации дворянских литературных принципов и дворянских литературных авторитетов, С. Не идет последовательно по этому пути и сам превращается в нормативиста, как только речь заходит о литературных течениях, опасных не для одного только дворянства. За созданной «веком раздражительности и смуты» «неистовой школой», как именует С. Буржуазно-демократический французский романтизм, не признается права на существование.

Она пугает С. Своими демократическо-уравнительными тенденциями и из ниспровергателя норм превращает его в добродетельного филистера, к-рый с точки зрения неизменных «нравственных истин» обрушивается на «г-жу Егор Занд» за «безнравственность» ее взглядов на семью и еще больше за ее проповедь «дележа» имуществ, на В.Гюго - за то, что тот «поучает богатого делиться своим избытком с бедным и стращает его, в случае неповиновенья, гневом нищих» и т.д. И т.д.С отсутствием твердых принципов и выдержанной линии критического суждения гармонирует и манера критических писаний С. Его критические статьи чаще всего представляют собой фельетоны, пересыпанные бесцеремонными шутками, полные балаганного трюкачества и балагурства, что обеспечивало успех С.

У обывателя.В беллетристической продукции С., в ее содержании и форме, проявилась все та же беспринципность. Беллетристика С. Лишена сколько-нибудь выдержанной и органической стилевой манеры. В ней скрещивается несколько стилевых линий, к-рым она подчиняется, несмотря на заметную борьбу с ними и сознательное намерение от них оттолкнуться. Близость дворянскому романтизму чрезвычайно заметна в жанрах светской и экзотической повести («Турецкая цыганка», «Идеальная красавица», «Вся женская жизнь в нескольких часах» и др.), несмотря на постоянно присущие им элементы издевательства над аналогичными жанрами дворянской литературы и пародирование их. В таком же отношении находится беллетристика С. К осуждаемой им натуральной школе и даже к произведениям «неистовой парижской школы» («Любовь и смерть» и др.).

Воздействие двух последних школ вызвано присушим С. Недовольством действительностью. Но критика действительности у С. Всегда поверхностна, несмотря на порой заметную в ней язвительность (особенно в его фельетоне, самом распространенном жанре его творчества - напр. «Петербургские нравы») и не затрагивает основ современной ему русской общественной системы. Кроме того значение подрывается отсутствием четко намеченной социальной программы и готовностью цинически издеваться и над чужими и над своими убеждениями.Однако у невзыскательного читателя беллетристика Сенковского пользовалась большой популярностью. Интригующий сюжет, живость, известное остроумие, многочисленные намеки на современность даже в восточных повестях, широта тематики, вообще необычайная бойкость пера выделяли творчество С.

На общем фоне буржуазной прозы 30-х гг. И делали его произведения любимым чтением широкой публики. Одним из наиболее популярных его произведений было «Фантастическое путешествие барона Брамбеуса» (1833). Фантастический характер носит и такое тоже свое время очень известное произведение, как «Большой выход у Сатаны» (1832). Наряду с ними широкое распространение имели экзотические «восточные повести» («Антар», 1832, «Счастливец», 1834, «Похождение одной ревижской души», 1834, и др.). Третий тематический цикл беллетристики С. - светская повесть - менее выразителен. При всей пестроте стилевой манеры С. И поверхностности его творчества ему все же присущи реалистические тенденции, характерные для буржуазной и приближавшейся к ней литературы 30-х гг.В области науки С.

Выступает как позитивист, противопоставляющий опыт, наблюдение, точное знание умозрению и феодальной схоластике, неуместным «в век анализа и положительных знаний». Но на позитивизме С. Лежит отпечаток робкого эмпиризма, боязни смелых обобщений и революционизирующего дерзания мысли (ст. «Теории в естественных науках» и др.). Следует отметить популяризаторский талант, обнаруженный С. В его научных статьях («Фабрикация бумаги», «Первые книги в Европе» и др.).Несмотря на то, что С. Выступает в публицистике как сторонник просвещения, развития промышленности, введения свободного труда, он высказывает свои взгляды крайне робко, с неизменным верноподданническим расшаркиванием. Последнее придает облику С. Черты настоящей рептилии.Многообразная деятельность С.

Была по преимуществу сосредоточена в его журн. «Библиотека для чтения» , подлинно буржуазном журнале и по содержанию и по методам его издания.Библиография. I. Собр. Сочин., 9тт., СПБ, 1858-1859 (при т.I - биографич. Очерк С., сост. П.Савельевым и библиографич. Список его сочинений).II. ДудышкинС., Сенковский - диллетант русской словесности, «Отечественные записки», 1859, II. ДружининА., О.И.Сенковский, Собр. Сочин., т.VII, СПБ, 1866. СоловьевЕ., О.И.Сенковский. Его жизнь и литературная деятельность в связи с историей современной ему журналистики, СПБ, 1891 (Биографич. Биб-ка Ф.Павленкова). КорсаковД., СенковскийО.И., «Русский биографический словарь», т. Сабанеев-Смыслов, СПБ, 1904. ЧернышевскийИ.Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн.

Собр. Сочин., т.II, СПБ, 1906 (гл.II). ЗильберВ.А., Сенковский (барон Брамбуес), в сб. «Русская проза», под ред. Б.М.Эйхенбаума и Ю.Н.Тынянова, Л., 1926. СакулинП.Н., Русская литература, ч.2, М., 1929, стр.519-533 и по указателю.III. МезьерА.В., Русская словесность с XI по XIX ст. Включительно, ч.2, СПБ, 1902..

Значения в других словарях
Сенека

СЕНЕКА Люций Анней (Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н.э. - 65) - римский философ и поэт. Р. В Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям «всадников». В Риме С. Получил философское и риторическое образование. В 41 был сослан на остров Корсику по обвинению в связи с одной особой императорского дома. После 8-летней ссылки был назначен воспитателем будущего императора Нерона. При Нероне С. Делается консулом и первым лицом при дворе императора. Однако в 62 зависть и происки при..

Сенкевич

СЕНКЕВИЧ Генрик (Henryk Sienkiewicz, 1846-1916) - польский писатель-беллетрист. Начало лит-ой деятельности С. Приходится на то время, когда польские имущие классы еще были доступны либерально-народническим веяниям и когда самой популярной идеей в русской Польше была идея «органического труда», т.е. Просветительства, стремившегося к поднятию культурного и экономического уровня польских народных масс без борьбы за изменение политических условий. Под влиянием этого буржуазного «прогрессизма» и стои..

Сент-Бев

СЕНТ-БЕВ (Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804-1869) - яркий представитель французского романтизма в литературоведении и лит-ой критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. Пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности - история литературы и литературная критика, в к-рой С.-Б. Создал свой метод, получивший позже название «биографического». Начав литературную деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Вто..

Сент-Марк-Жирарден

СЕНТ-МАРК-ЖИРАРДЕН (Saint-Marc-Girardin, настоящее имя - Marc Girardin, 1801-1873) - французский писатель, историк и литературовед. Профессор Сорбонского ун-та. Первые, заслужившие ему признание труды. «eloge de Bossuet» (1827) и «Tableau de la marche et des progres de la litterature francaise au XVI siecle» (1828). Был в 1844 избран в академию. Со страниц «Journal des debats» вел борьбу против представителей феодально-буржуазной монархии. После революции 1830 С. Многие годы был депутатом в пала..

Дополнительный поиск Сенковский Сенковский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сенковский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сенковский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа