Сент-Бев

74

СЕНТ-БЕВ (Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804-1869) - яркий представитель французского романтизма в литературоведении и лит-ой критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. Пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности - история литературы и литературная критика, в к-рой С.-Б. Создал свой метод, получивший позже название «биографического». Начав литературную деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. С первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма - от бедняка-крестьянина до родовой знати, - одновременно неопределенность социальных формулировок, «общечеловеческие» идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б.

Выступив впервые (1824) в журн. «Globe» - органе «молодого поколения», пропагандировавшем романтизм, - со статьями о В.Гюго, С.-Б. Быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. - «Tableau historique et critique de la poesie francaise et du theatre francais au XVI siecle» (1828) - посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской литературы, прерванных временным господством классицизма. «Предков» романтизма С.-Б. Видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. Поэтах XVIв. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. «Globe», относится и первая попытка С.-Б. Сказать свое слово в художественной литературе - книга «Vie, poesies et pensees de Joseph Delorme» (1829).

За ней следуют две книги стихов «Consolations» (1830) и «Pensees d’aout» (1837) и роман «Volupte» (1834) - история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.Литературный и жизненный путь С.-Б. Был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к литературному вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический «Globe» на республиканский «National» и «National» на светскую «Revue des deux mondes», ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом литературную работу.

В 1844 бывший романтик С.-Б. Вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу «Chateaubriand et son groupe litteraire sous l’Empire», в к-рой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к «свободомыслящим», разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.Метания С.-Б. Заставили буржуазных историков литературы ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя «самым изломанным и склонным к метаморфозам умом», кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог «надклассовости» своих суждений и той «беспартийности» и «беспристрастности», к-рая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика.

Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. Не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. Идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства. Сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала. В лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный «народом» и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. Не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от к-рого С.-Б.

Рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.С.-Б. Не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные «Портреты», «Causeries du lundi», «Nouveaux lundis» представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу к-рой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. Не исследует законов творчества, законов, обусловливающих литературный процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям литературы связано для романтика с классическими канонами, к-рые он призван потрясти и разрушить.

С.-Б. Интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии - единая задача лит-ой критики. С.-Б. Не отказывается от изучения «эпохи, общества и движения умов», но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью «couleur locale» (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. Допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., «когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления». Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство - вот объект статей и этюдов С.-Б.

Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. Стремится изучить «моральную физиологию» автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда - любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования. «смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант». Это определение «места перехода души в талант» на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б.

«Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, к-рые смягчают и ослабляют друг друга. Предпочитает неопределенные обороты» (Брандес). Итог работы С.-Б. - живой портрет художника. Острый ум С.-Б. Наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его «длительное изучение моральной физиологии» отнюдь не приближается к процессу научного исследования.Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного - эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию «актерского нутра», создали особый жанр лит-ой критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку.

Творчески реализованные в литературе Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике «вдохновенным критиком» С.-Б. На всем протяжении его почти полувековой лит-ой работы.Библиография. I. Кроме указ. В тексте. Poesies completes (собр. Стих. С.-Б.), P., 1840. Histoire de Port-Royal (история янсенизма), 4 vv., P., 1840-1848, 2-me ed., 5 vv., P., 1860. Portraits de femmes, P., 1844. Portraits litteraires, 2 vv., P., 1844, 3 vv., P., 1864. Portraits contemporains, 2 vv., P., 1846. Causeries du lundi, 15 vv., P., 1857-1862. Etude sur Virgile, P., 1857. Nouveaux lundis, 13 vv., P., 1863-1872. Souvenirs et Indtscretions, P., 1872. Les cahiers de Sainte-Beuve, P., 1876.

Correspondance de C.A.Sainte-Beuve (1822-1865), P., 1877-1878. Nouvelle correspondance de C.A.Sainte-Beuve, P., 1880. Cahiers intimes inedits, P., 1933. Correspondance generalet de Sainte-Beuve, recuillie, classee et annotie p. J.Bonnerot, P., 1935 (в 1935 вышел т.I).II. LevalloisJ., Sainte-Beuve, P., 1872. MorandF., Les jeunes annees de C.A.Sainte-Beuve, P., 1872. HaussonvilleO., d’, C.A.Sainte-Beuve, sa vie et ses Ouvres, P., 1875. PonsA.-J., Sainte-Beuve et ses inconnues, P., 1879. NicolardotL., La confession de Sainte-Beuve, P., 1882. TroubatJ., Souvenirs du dernier secretaire de Sainte-Beuve, P., 1890. BrunettiereF., Evolution des genres dans l’histoire de la litterature, P., 1890. Его же, L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle, P., 1894.

HugoV., Correspondance, t.I. P., 1896. SandO., Lettres a A. De Musset et a Sainte-Beuve, P., 1897. FaguetE., Politiques et moralistes du XIX-e si ecle (3 serie), P., 1899 (русск. Перев., М., 1910). PailleronM.L., F.Buloz et ses amis, Sa vie litteraire sous Louis Philippe, P., 1919. ChoisyL.F., Sainte-Beuve, l’homme et le poete, P., 1921. MichautG., Sainte-Beuve, P., 1921. BellesortA., Sainte-Beuve et le XIX-e siecle, P., 1927. PrevostJ., Les epicuriens francais, P., 1931. БрандесГ., Литература XIXв. В ее главных течениях. Французская литература, СПБ, 1895. ЛансонГ., История французской литературы, т.II, М., 1898. ЕвлаховА.М., Введение в философию художественного творчества, т.III, Ростов н/Дону, 1917. ПлехановГ.В., В.Г.Белинский, Гиз., М.

- П., 1923 (статья «Литературные взгляды Белинского»). МашкинА., Литературная методология позитивизма, «Наука на Украине» (Харьков), 1922, №4, сентябрь..

Значения в других словарях
Сенкевич

СЕНКЕВИЧ Генрик (Henryk Sienkiewicz, 1846-1916) - польский писатель-беллетрист. Начало лит-ой деятельности С. Приходится на то время, когда польские имущие классы еще были доступны либерально-народническим веяниям и когда самой популярной идеей в русской Польше была идея «органического труда», т.е. Просветительства, стремившегося к поднятию культурного и экономического уровня польских народных масс без борьбы за изменение политических условий. Под влиянием этого буржуазного «прогрессизма» и стои..

Сенковский

СЕНКОВСКИЙ Осип Иванович (псевдонимы. Барон Брамбеус, Белкин и др., 1800-1858) - публицист, редактор, критик, беллетрист, ученый лингвист-востоковед, человек большой и многообразной эрудиции, поставивший ее на службу реакции 30-40-х гг. XIXв. Поляк по происхождению, С. В юности, в годы учения в Виленском ун-те, был близок к польским революционным кругам, но заняв в 1822 кафедры арабского и турецкого языков в Петербургском ун-те, быстро акклиматизировался в русской обстановке, изменив идеалам пол..

Сент-Марк-Жирарден

СЕНТ-МАРК-ЖИРАРДЕН (Saint-Marc-Girardin, настоящее имя - Marc Girardin, 1801-1873) - французский писатель, историк и литературовед. Профессор Сорбонского ун-та. Первые, заслужившие ему признание труды. «eloge de Bossuet» (1827) и «Tableau de la marche et des progres de la litterature francaise au XVI siecle» (1828). Был в 1844 избран в академию. Со страниц «Journal des debats» вел борьбу против представителей феодально-буржуазной монархии. После революции 1830 С. Многие годы был депутатом в пала..

Сент-Эвремон

СЕНТ-ЭВРЕМОН Шарль (Charles Margotelle (или de Marguetel) de Saint-Denis, seigneur de Saint-evremond, 1610-1703) - французский литератор. Р. В провинции Котантен (Сев. Франция), в дворянской семье. В ранней юности начал изучать философию, 16 лет поступил в армию, где сблизился с кругами высшей аристократии. Участвовал во Фронде на стороне короля. Когда при аресте Фуке (1661) было обнаружено письмо С.-Э., осуждающее заключенный Мазарини мир с Испанией, С.-Э. Пришлось бежать в Голландию. Вскоре он..

Дополнительный поиск Сент-Бев Сент-Бев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сент-Бев" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сент-Бев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа