Лебядкина

233

ЛЕБЯДКИНА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). Марья Тимофеевна, Хромоножка. Роль Л. В романной интриге сложилась на подготовительном этапе работы, как только главный герой утвердился в демоническом статусе и был поднят на «безмерную высоту». Князь (Ставрогин), тайно обвенчанный с хромой и убогой женщиной, сестрой вечно пьяного отставного офицера (который ее эксплуатирует и избивает), готовится во всеуслышание объявить о своей позорной тайне. Игнат Лебядкин, брат несчастной, пытается шантажировать Князя и вымогает у него деньги за «оскорбление фамильной чести». Интрига вокруг Князя (который знал, что тайная жена его будет убита, но не остановил убийц) приводит к зверскому убийству Л., ее брата и их служанки.

Предыстория скандального брака, случившегося в Петербурге в ту пору, когда Ставрогин вел жизнь «насмешливую», описана им самим в исповеди. «Я уже с год назад помышлял застрелиться. Представилось нечто получше. Раз, смотря на хромую Марью Тимофеевну Л., прислуживавшую в углах, тогда еще не помешанную, но просто восторженную идиотку, без ума влюбленную в меня втайне (о чем выследили наши), я решился на ней жениться. Мысль о браке Ставроги-на с таким последним существом шевелила мои нервы». Женитьба Ставрогина в романе мотивирована совершенно определенно. «Тут позор и бессмыслица доходили до гениальности», «новый этюд пресыщенного человека с целью узнать, до чего можно довести сумасшедшую калеку», вызов здравому смыслу «после пьяного обеда из-за пари на вино».Вопрос, почему Л., ясновидящая Хромоножка, согласилась на тайный и позорный брак с порочным и преступным красавцем, посмеявшимся над ней и над самим существом брака (оставив свою жену девицей), является одной из волнующих загадок романа, которой приписывают порой мистический смысл.

Традиционная интерпретация, идущая от Вяч.И.Иванова и С.Н.Булгакова, представляет Л. «душой мира», «вечной женственностью», положительным светлым образом Достоевского, излюбленным созданием его музы, воплотившим глубокие мистико-религиозные прозрения писателя. Чаще всего говорится о ее необыкновенных душевных качествах, которыми она наделена как бы в противовес своей внешней ущербности. «Именно ее, полубезумную, писатель возводит почти над всеми персонажами романа. Л. - юродивая, но именно поэтому. Ей даровано высшее, любовно радостное восприятие жизни. Она почти лишена рассудка. Но зато. Наделена способностью сверхразумного прозрения в сущность людей и явлений...» (Ф.И.Евнин). Аналогичные оценки содержатся в книге Н.М.Чиркова «О стиле Достоевского» (1964).

«Физическое уродство и умственное расстройство Л. Оттеняют ее внутреннюю красоту», а также в комментариях к роману в Полном собрании сочинений. «Чистота сердца, детскость, открытость добру, простодушие, радостное приятие мира роднят Хромоножку с другими «светлыми» образами Достоевского. Ее, слабоумную и юродивую, писатель наделяет ясновидением, способностью прозревать истинную сущность людей и явлений». Нельзя, однако, не видеть, что свет и добро в этом «идеальном» образе трагически не совпадают с красотой и даже как будто вытесняют ее. Как и прочие персонажи романа, образ Л. Трагически раздвоен. Ей даются высокие откровения о матери сырой земле, о радостном приятии «всякой тоски земной и всякой слезы земной», но «идеал» нарочито осуществляется без красоты, в ущерб ей.

Так что Вяч.Иванов видел в увечье Л. Своего рода метафору. «И уже хромота ее знаменует ее тайную богоборческую вину - вину какой-то изначальной нецельности, какого-то исконного противления Жениху, ее покинувшему». Почти все сцены романа, связанные с Л., развивают тему разлаженности, искаженное™ ее облика, грубой неестественности поведения, как бы символизирующих, что «красота» испорчена, захвачена бесами. Л., в душе которой молитва и преступление (видение рожденного и утопленного ею в пруду ребенка), экстатический восторг и «тошное томление» вместе живут, олицетворяет скорее не идеал, а ту стихию человеческую, когда «дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Союз красавца Ставрогина и дурочки Хромоножки традиционно трактуется как символ иной, сверхреальной действительности.

Мать Земля томится в плену, ожидая своего освободителя. Но жених отрекся от нее, соблазнился кощунственной идеей человекобожия, и теперь ангельское сияние заслонила демоническая тьма. Поэтому Л. Видит в Ставрогине и Князя, и самозванца, Гришку Отрепьева. «Марья Тимофеевна - самое непостижимое создание писателя, - утверждал К.В.Мочульский. - Божественное начало мира - София - открывается в символах Матери Богородицы и матери Земли. Достоевский имел подлинный софийный опыт. В экстазе открывался ему «огонь вещей»«. Лит. См. К статье «СТАВРОГИН».Л.И.Сараскина.

Значения в других словарях
Лариса Огудалова

ЛАРИСА ОГУДАЛОВА - героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Образ Л. Завершает череду «бесприданниц» в цршатургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны («Бедная невеста»), Нади («Воспитанница»), Аксюши («Лес»), Насти 223 («Не было ни гроша да вдруг алтын») Л.- натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Душа Л. Существует как бы «поверх быта» - над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. Все время «манит» куда-то. В деревню, в лес, за В..

Лауренсия

ЛАУРЕНСИЯ (исп. Laurencia) - героиня драмы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник», 1612-1613). Образ Л. По праву считается шедевром испанского драматурга. В основе сюжета лежит реальное событие, подробно описанное в исторических хрониках и получившее отражение в народных песнях, романсах, пословицах. В апреле 1476 г. Крестьяне селения Фуэнте Овехуна восстали против своего сеньора - командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусмана. Командор был убит, а Фуэнте Овехуна перешла под вла..

Левин

ЛЕВИН - герой романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1873-1877). Один из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя, который произносил фамилию героя как Левин, тем самым указывая на связь со своим именем, на автобиографические истоки персонажа. Л. Может и должен рассматриваться в ряду других героев Толстого, имеющих либо некоторые автобиографические черты, либо аналитический склад ума (Нехлюдов из «Утра помещика», Дмитрий Оленин из «Казаков», частично Андрей Болконский и Пьер Безухо..

Левша

ЛЕВША - герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л., который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, ..

Дополнительный поиск Лебядкина Лебядкина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лебядкина" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лебядкина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа