Аллилуйя

161

(греч. Alliloyyia от др.-евр. Халлелуйя - хвалите бога) - напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматич.распеванием гласных (особенно последнего слога), исполняемый на слово "А.". Напев А. Возник в культовой практике семитских племён. В Библии имеется ряд псалмов А., по-видимому, предназначавшихся для пения хорами левитов в Иерусалимском храме. Они исполнялись в синагогах. А. Вошло и в раннехрист. Богослужение. Первые напевы А. Начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались мелизматически развитым заключением, к-рое исполнял искусный певец. Такой вид пения А. Со времени Амвросия Миланского (ум. В 397) был общепринятым и на Западе оказал нек-рое влияние на т.н. Амвросианское пение.

Папа Григорий (ум. 604) дополнил амвросианское А. Стихами из псалтири, поэтому мелизматически украшенная концовка А. Оказалась в середине песнопения. Она получила назв. Юбиляции, а новая форма А. Стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких А. Нередко проступали черты трёхчастности и симметрии. Они оказали влияние на формирование трёхчастных структур светской музыки ("ария da capo"). А. Применяли в качестве концовок при пении антифонов и респонсориев. А. Вошло в кантату, мотет, магнификат и мессу. Великолепные образцы А. Создали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт.В вост. Церкви А. Получило более широкое применение, чем в западной. А. Пели не только на праздничном богослужении, но и во время поста и при погребении, заканчивая им пение псалмов и отд.

Стихов из псалтири. А. Использовали также в качестве рефрена в многострофных гимнах. В ряде гимнов слово "А." составляло логич. И муз. Финал. Такие гимны под назв. "херувимская" пели уже после аллилуария, во время церемонии принесения к алтарю хлеба и вина, поэтому А. Оказалось более тесно связанным с кульминационным пунктом литургии, чем на Западе. Визант. Композиторы придавали большое значение музыке А. Фёдор Студит (ум. В 826) сочинил 72 модели А., по 9 моделей на каждый глас осмогласия. Мелодика визант. А. Была насыщена мелизмами. Музыка усложнялась и за счёт вставленных в текст фонем. Таково А. В раннем памятнике рус. Певч. Иск-ва - Благовещенском кондакаре (12 в.). Позднее, в связи с расцветом рус. Нац. Церк. Пения, А. Приобрело характер широкой и плавной кантилены (певч.

Рукописи 17 в.).В рус. Партесном пении, как и в зарубежной музыке, широкая распевная мелодия А. Часто соединялась с многократным повторением слова "аллилуйя". П. И. Чайковский во "Всенощной" облёк многократное А. В конце песнопения "Хвалите имя господне" в форму фугетты, а в "Литургии" в конце причастного стиха - в форму фуги.Литература. Мансветов И. Д., Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви, М., 1885, с. 95, 164-65. Мahony T. J., "Alleluia", в кн. The Catholic Encyclopedia, v. 1, L., 1907, p. 3111-20. Wagner P., Alleluia. Chant, в кн. Dictionnaire d'archйologie chrиtienne et de liturgie, publiй par F. Cabrol et H. Leclercq, t. 1, P., 1924, col. 1226-29. Cabrol F., Alleluia. Acclamation liturgique d'archйologie chrиtienne, там же, t.

1, P., 1924, col. 1229-46. Jungmann J. A., Missarum Sollemnia, Bd 1, Freiburg, 1958, S. 539-65. 1962. Weliesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1963. Thodberg C., Der Byzantinische Alleluiarianzyklus. Studien im kurzen Psaltikonstil, Kbh., 1966 (серия Monumenta Musicae Byzantinae..., v. VIII).H. Д. Успенский.

Значения в других словарях
Аллеманда

(франц. Allemande, букв. - немецкая. Итал. Allemanda, англ. Almand, almain) - старинный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придв. Танец А. Появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в. К этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. Европ. Странах. Муз. Размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3-4 частей. Нередко соединялась с бо..

Аллеманов Д. В.

Дмитрий Васильевич (22 X (3 XI) 1867, Бузулук, ныне Оренбургской обл. - дата и место смерти неизв.) - рус. Композитор, исследователь церк. Пения и педагог. С 1885 был регентом в городе Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк). С 1888 жил и работал в Москве, где под рук. Ю. К. Арнольда, С. В. Смоленского и В. С. Орлова изучал теорию музыки, муз. Палеографию и хор. Дирижирование. В 1890 выдержал экзамен (в Придв. Певч. Капелле) на звание регента. С 1904 учитель пения Моск. Духовной семинарии, с 1910 препо..

Алмейда И. А.

(Almeida) Игнасиу Антониу ди (18 II 1760, Гимарайнш - 25 X 1825, Сан-Педру-ди-Пенедону) - португ. Композитор, рук. Капеллы в соборе г. Брага. Автор многочисл. Церк. Сочинений. Среди них - Реквием, Stabat Mater, мессы, 8-голосные Miserere с оркестром (1- в сопр. Скрипки). Написал также 10 струн. Квартетов.. ..

Алмейда Р.

(Almeida) Ренату (р. 6 XII 1895, Сан-Антониу-ди-Жезус, Баия) - браз. Музыковед. Член Бразильской академии наук. Выступает как муз. Писатель, критик и журналист, Зав. Службой информации браз. Мин-ва иностр. Дел, преподаёт в Браз. Консерватории (Рио-де-Жанейро), Автор мн. Работ по истории браз. Музыки, муз. Фольклору.Сочинения (все изд. В R. De Jan.). Em relкvo, 1917. Fausto. Ensaio sфbre о problema do ser, 1922. Histуria da mъsica brasileira, 1922, 21942. Formaзгo moderna do Brasil, 1923. Velocid..

Дополнительный поиск Аллилуйя Аллилуйя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аллилуйя" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аллилуйя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа