Годовский Л.

106

(Godowsky) Леопольд (1 (13) II 1870, Сошлы, близ Вильнюса - 21 XI 1938, Нью-Йорк) - польск. Пианист, фп. Педагог, транскриптор и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса (1887-1890) в Париже. Концертировал с детства (сначала как скрипач). Неоднократно гастролировал в России (с 1905). В 1890-1900 преподавал в консерваториях в Филадельфии и Чикаго, затем в Берлине. В 1909-1914 рук. Класса высшего пианистич. Мастерства Академии музыки в Вене (среди его учеников - Г. Г. Нейгауз). С 1914 жил в Нью-Йорке. С 1930 по болезни прекратил конц. Деятельность. Г. - один из крупнейших после Ф. Листа пианистов и мастеров транскрипторского иск-ва. Его игра славилась исключительным технич. Мастерством (в частности, разработкой техники левой руки), тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре построений, редким совершенством легато.

Большой популярностью среди пианистов пользуются транскрипции Г., в особенности пьес франц. Клавесинистов - Ж. Б. Люлли, Ж. Б. Лейе, Ж. Ф. Рамо, вальсов И. Штрауса, а также этюдов Ф. Шопена. Они отличаются изощрённой фактурой и контрапунктической изобретательностью (сплетение неск. Тем и т.п.). Игра и транскрипции Г. Оказали большое влияние на развитие техники фп. Исполнения и изложения. Написал статью по методике игры на фп. Для левой руки - "Фортепианная музыка для левой руки..." ("Piano music for the left hand...", "MQ", 1935, No 3).Сочинения. Для скр. И фп. - Впечатления (Impressions, 12 пьес). Для фп.- соната e-moll (1911), Яванская сюита (Java-suite), сюита для левой руки, Маски вальса (Walzermasken. 24 пьесы в 3/4-такте), Триаконтамерон (30 пьес, в т.ч.

No 11 - Старая Вена, 1920), Вечное движение и др. Пьесы, в т.ч. Для 4 рук (Миниатюры, 1918). Каденции к концертам Моцарта и Бетховена. Транскрипции - сб. Ренессанс (16 обр. Клавесинных произв. Ж. Ф. Рамо, Ж. В. Люлли, Ж. Б. Лейе, Д. Скарлатти и др. Старинных композиторов). Обр. - 3 скрипич. Сонат и 3 сюит для виолончели И. С. Баха, соч. К. М. Вебера Моменто каприччозо, Вечное движение, Приглашение к танцу, 12 песен и др. Соч. Ф. Шуберта, этюдов Ф. Шопена (53 обработки, в т.ч. 22 для одной левой руки и 3 "комбинированные" - сочетающие по 2 и 3 этюда), 2 вальсов Шопена, 3 вальсов И.Штрауса-сына (Жизнь артиста, Летучая мышь, Вино, женщина и песня), произв. Р. Шумана, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Б. Годара, Р. Штрауса, И. Альбениса и др. Ред. Собрание пьес фп.-педагогич. Репертуара в порядке возрастающей трудности (The progressive series of piano lessons, St.

Louis, 1912).Нотография. Saxe L. Sp., Published music of L. Godowsky, "Notes", 1957, No 3, March, p. 1-61.Литература. Кнорозовский И., Годовский "вундеркинд" (Из личных воспоминаний), "Музыкальный мир", 1905, No 10. Hейгауз Г., Памяти Леопольда Годовского, "СМ", 1939, No 3. Коломийцов В., Статьи и письма, Л., 1971. Breithaupt R. M., L. Godowsky, "Die Musik", Jahrg. III, 1903/1904, H. 13. Lach R., Geschichte der Staatskapelle und Hochschule fьr Musik. In Wien, W., 1027. Aronson M., Key to the miniatures of L. Godowsky..., N. Y., 1935. Sоrabji K. S., L. Godowsky as creative transcriber, в сб. "Mi contra Fa", L., 1947. Сhasins А., L. Godowsky, в его кн. Speaking of pianists, N. Y., 1957 (сокр. Рус. Пер. В "CM", 1960, No 3). Sсhоnberg H. С, The great pianists from Mozart to the present, N.

Y., 1903.Г. М. Коган..

Значения в других словарях
Гобой

(нем. Oboe, от франц. Hautbois, букв. - высокое дерево). 1) Деревянный дух. Язычковый инструмент. Возник во Франции в нач. 2-й пол. 17 в. В результате реконструкции старинного шалмея. Отличается от него относит. Устойчивостью интонации, отчётливым звучанием верхнего регистра, богатством выразит. Возможностей. Современный Г. Представляет собой прямую конич. Трубку из трёх частей. Верхнего и среднего колен и раструба. Материал - чёрное или туковое дерево (фабричное производство из пластмасс себя н..

Годар Б. Л. П.

(Godard) Бенжамен Луи Поль (18 VIII 1849, Париж - 10 I 1895, Канн) - франц. Композитор. Учился игре на скрипке у Р. Хаммера и А. Вьётана. В 1863 был принят в Парижскую консерваторию, где занимался композицией в классе H. A. Ребера. Участвовал как альтист в концертах камерной музыки, сочинял романсы, фп. Пьесы. В 1878 выступил с драм, симфонией "Тассо" для солистов, хора и орк., положившей начало его известности как композитора. Автор программных симфоний, отразивших "ориентальные" влияния музыки..

Гозенпуд А. А.

Абрам Акимович (р. 10 (23) VI 1908, Киев) - сов. Музыковед, литературовед, критик. Кандидат искусствоведения (1939), доктор филологич. Наук (1962). В 1930 окончил лит. Факультет Ин-та нар. Образования в Киеве. В 1934-46 преподавал в уч. Заведениях Киева и Свердловска. С 1953 ст. Науч. Сотрудник Ин-та т-ра, музыки и кинематографии (Ленинград). Автор либретто оперы В. Я. Шебалина "Укрощение строптивой" (по У. Шекспиру, 1957). Ему принадлежат переводы на рус. И укр. Яз. Произв. Шекспира, Ф. Шиллера..

Гозенпуд М. А.

Матвей Акимович (8 (21) V 1903, Киев -17 II 1961, Новосибирск) - сов. Композитор и пианист. Брат А. А. Гозенпуда. Дипломант Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1933). В 1921 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. Г. Н. Беклемишева (занимался также у Ф. М. Блуменфельда). По композиции ученик Р. М. Глиэра (1918-1920). С 1921 преподаватель, в 1935-49 профессор Киевской консерватории (классы фп. И композиции), одновременно (в 1923-49) и в 1953 преподавал игру на фп. В..

Дополнительный поиск Годовский Л. Годовский Л.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Годовский Л." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Годовский Л., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа