Гуситские песни

116

Чеш. Нар. Песни-гимны, создававшиеся в период деятельности Я. Гуса, гуситских войн (антифеодальное нац.-освободит, движение 1419-1437), а также в последние десятилетия 15 в., когда были популярны идеи гуситов, питавшие чеш. Муз. Культуру 15-16 вв. В Г. П., отличавшихся мужественностью и суровостью, отражён боевой революц. Дух гуситского движения, направленного против феод. Гнёта, нем. Господства и власти католич. Церкви. Г. П. Тесно связаны с нар. Мелодикой. В соответствии с религ. Направленностью гуситского движения Г. П. Слагались в форме духовных песнопений, в к-рых находили выражение социальный протест и патриотич. Чувства чеш. Народа. В противовес католич. Лат. Гимнам, Г. П. Исполнялись на чеш. Яз., каждой ноте соответствовал самостоят. Слог, что подчёркивало декламац.

Выразительность текста. Метрич. Членение чеш. Яз. Обусловило построение и ритмику мелодич. Фразы, к-рая в соответствии с содержанием песни приобретала боевой или проповеднический характер. Наиболее известные Г. П. - походный гимн "Восстань, восстань, великий город Прага" ("Rovstan, povstan, velikй mesto prazskй"), гимн таборитов (сторонники революц.-крестьянского течения среди гуситов) "Кто же вы, божьи воины?" ("Ktoz jsъ bozн bojovnнcie").Гимн таборитовГ. П. Имеют гл. Обр. Религ. Содержание, но среди них есть и сатирически-обличительные, созданные приверженцами Гуса и направленные против врагов чеш. Реформации. В нек-рых обнаруживаются элементы древнечеш. Песенности, частично переработанные самим Я. Гусом ("Живы хлебе..." и др.).

Среди Г. П. Есть песни, посв. Яну Гусу и его смерти. Нек-рые стилистически близки ранней готике, в отдельных гимнах сказывается влияние нем. Религ. Песнопений - "Йезу Кристе, щедрый кнеже..."("Jesu Kriste, stedrэ kneze...") мелодически близок нем. Песне "Nun bitten wir den heiligen Geist". Они даны либо в одногол. Изложении, либо в виде cantus firmus многогол. Сочинений. Таков "Боже наш всемогущий" ("Buуh nбs vsemohъci") - гимн, связанный с "Christ ist erstanden", приписываемый Яну Гусу, к-рый, вероятно, является лишь автором обработки.Г. П. Исполнялись без инстр. Сопровождения (орган и др. Инструменты запрещались и даже уничтожались как орудие "дьявольского искушения"). Запрещая использование муз. Инструментов, гуситы задержали развитие инстр.

Музыки, а поэтому и танц. Музыки и светской песни. Строгость Г. П. Противопоставлялась муз. Культуре 14 в. (эпохе Яна Люксембургского и Карла IV), к-рая формировалась под влиянием франц. Музыки. Отрицая иноземные влияния, гуситы создали самобытную религ. Песенную культуру, отличающуюся своеобразием ладового мышления. В Г. П. Преобладают диатонич. Лады (дорийский, фригийский, лидийский, эолийский). Для Г. П. Многоголосие не типично. Оно ограничивается архаич. Диафонией, встречаются также органум, элементы гетерофонии, простой контрапункт (nota contra notam), характерный для чеш. Трёхголосных песен 16 в. Благодаря лёгкости исп. (доступность текста, небольшой диапазон мелодий, отсутствие колоратурных украшений) Г. П. Получили широкое распространение и оказали определяющее влияние на дальнейшее развитие чеш.

Музыки вплоть до конца 17 в.После разгрома таборитского движения Г. П. Сохранили популярность среди чеш. Народа, позднее они звучали во время восстаний против австр. Владычества. В период 2-й мировой войны их пели чеш. Партизаны. Г. П. Заложили основы чеш. Хор. Иск-ва, к-рое достигло в 16 в. Высокого развития у т. Н. Чеш. Братьев, воспринявших идеи гуситов. Влияние Г. П. Можно проследить в муз. Творчестве Мартина Лютера, к-рый был одним из создателей протестантского хорала, и в муз. Традициях др. Стран, о чём свидетельствуют нек-рые польские и итал. Мелодии. Г. П. Использованы в патриотич. Произв. Крупнейших чеш. Композиторов. Мелодия гимна таборитов проходит в опере "Либуше", симф. Поэмах "Табор" и "Бланик" Б. Сметаны, "Гуситской увертюре" А. Дворжака, Симф.

Фантазии О.Еремиаша и др.Осн. Источник Г. П. - Йистебницкий канционал, созданный в 1420 (хранится в нац. Музее в Праге), - сб. Гуситских хоралов, духовных гимнов, литургич. Песнопений, вечерних молитв, рождественских коляд и диафоний, в т.ч. 77 чеш. Песен таборитов и чашников (рыцарско-бюргерского крыла гуситов). Песни в этом сборнике записаны в мензуральной нотации - чеш. Ромбы и чёрные мензуры. Этой упрощённой нотацией продолжали пользоваться в гуситских рукоп. 16 в., когда уже была известна и белая мензура, т. К. Мензуральное разделение соответствовало присущей чеш. Яз. Интонации и ударению в начале слова и в начале предложения. Нек-рые Г. П. Имеются в Рацковской рукоп. 16 в. (хранится в Карловом ун-те).Литература. Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т.

1, М., 1959. Неедлы З., Гуситство и искусство, в его кн. Избр. Труды, (пер. С чеш.), М., 1960. Nejеdlэ Z., Dejiny predhusitskeho zpevu v Cechбch, Praha, 1904. Его же, Pocбtky husitskйho spevu, Praha, 1907. Его же, Dejiny husitskйho zpevu, kn. 1. Zpev predhusitskэ, Praha, 1954. Danhelka J., Husitskй pнsne, Praha, 1952.Й. Снижкова.

Значения в других словарях
Гус Я.

(Hus) Ян (1371, Гусинец, Юж. Чехия - 6 VII 1415, Констанц, ныне ФРГ) - автор текстов и, возможно, мелодий чеш. Патриотич. Песен. Нац. Герой чеш. Народа, идеолог Реформации в Чехии, один из вдохновителей чеш. Нац.-освободит. Движения нач. 15 в. В результате конфликта с католич. Церковью был осуждён и сожжён как еретик. Г. Окончил Карлов ун-т (1393), получив проф. Муз. Образование. Был магистром на ф-те "свободных иск-в", деканом ф-та иск-в (1401-02), ректором ун-та (1402-1403 и 1409-10). С детств..

Гусан

Арм. Нар. Проф. Певец-сказитель и музыкант-инструменталист. Иск-во Г. Восходит к древнему, дофеод. Периоду истории Армении. По свидетельству историка Мовсеса Хоренаци (5 в.), Г. Исполняли мифич. Сказания и др. В ср. Века иск-во Г. Получило дальнейшее развитие. Они выступали как поодиночке, так и целыми группами, включавшими исполнителей на муз. Инструментах, танцовщиков и танцовщиц (вардзаки), певцов, актёров, акробатов. Светская, демократич. Направленность иск-ва Г. Осуждалась церковью, неоднок..

Гусле

(серб.-хорв. И словен.), гусла (болг.), - нар. Смычковый инструмент юж. Славян. Корпус овальный или грушевидный, выдолбленный из дерева. Открытая сторона его затянута кожаной мембраной. Струны волосяные, одна или две. Г. Держат вертикально, звук извлекают коротким лукообразным смычком. Струны к шейке не прижимают, а лишь прикасаются к ним пальцами, извлекая флажолетные звуки. Инструмент и смычок обычно украшены резным орнаментом, головка оформлена в виде головы животного. Используется преим. Нар..

Гусли

Рус. Струн. Щипковый инструмент. Различают Г. Крыловидной, шлемовидной и прямоугольной формы. Крыловидные Г. (их называют также "звончатыми" или "яровчатыми") имеют долблёный (старинные) или клеёный (современные) корпус, закрытый деревянной декой, и от 5-9 до 12 струн. Настраивающихся диатонически, обычно в мажорном ладу. Длина этих Г. 550-650 мм, ширина до 200-300 мм и высота 40-50 мм. Во время игры инструмент держат на коленях "открылком" влево и правой рукой, часто при помощи плектра, бряцают..

Дополнительный поиск Гуситские песни Гуситские песни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуситские песни" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуситские песни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 15 символа