Гусли

117

Рус. Струн. Щипковый инструмент. Различают Г. Крыловидной, шлемовидной и прямоугольной формы. Крыловидные Г. (их называют также "звончатыми" или "яровчатыми") имеют долблёный (старинные) или клеёный (современные) корпус, закрытый деревянной декой, и от 5-9 до 12 струн. Настраивающихся диатонически, обычно в мажорном ладу. Длина этих Г. 550-650 мм, ширина до 200-300 мм и высота 40-50 мм. Во время игры инструмент держат на коленях "открылком" влево и правой рукой, часто при помощи плектра, бряцают по струнам, а пальцами левой руки глушат ненужные звуки. Изредка отд. Струны защипывают. Звучание Г. Громкое, звонкое. Крыловидные Г. Применялись в нар. Быту. Они были распространены в сев.-зап. Районах страны, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родств.

Им инструмент, к-рый эстонцы называют каннель, латыши - кокле, литовцы - канклес, карелы и финны - кантеле. В 1900-х гг. Крыловидные Г. Были усовершенствованы О. У. Смоленским и Н. И. Приваловым, создавшими для ансамблевой игры семейство Г. - Г.-пикколо, прима, альт, бас. Эти инструменты используются и в совр. "хорах гусляров".Шлемовидные Г., или Г.-псалтирь, выделываются из тонких досок и имеют от 11 до 36 струн диатонич. Настройки. Их длина 800-1000 мм, ширина 450-500 мм и высота 100-120 мм. Во время исполнения инструмент кладут на колени, опирают вершиной о грудь и пальцами обеих рук защипывают струны. Звучат шлемовидные Г. Мягче крыловидных. Они являются более совершенным инструментом, однако техника исполнения на них сложнее.

Поэтому эти Г. Находили распространение гл. Обр. Среди проф. Нар. Музыкантов - скоморохов. По мере исчезновения скоморошества они стали выходить из употребления и встречаются теперь лишь в Поволжье, где известны под названиями гусля (татары), кюсля (мари), кёсле (чуваши), гусли, или крезь (удмурты).На Г. Обоих типов аккомпанировали пению, исполняли нар. Песни и танцы, играли соло и совместно с др. Нар. Инструментами, особенно с гудком.Самые ранние сведения о Г. Предположительно относят к 6 в. Упоминания о Г. Встречаются в былинах, песнях, сказках, а начиная с 11 в. В вост.-слав. Лит-ре. От 14 в. Сохранились и изображения Г. (шлемовидного типа). Фрагменты неск. Экземпляров крыловидных Г. 11-14 вв. Были найдены археологами в 1951-62 при раскопках древнего Новгорода.В конце 16 или нач.

17 вв. Была создана 3-я разновидность Г. - прямоугольные (столообразные, настольные) Г. В основе их конструкции лежат шлемовидные Г. Они имеют корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри к-рого натянуто 55-66 струн вначале диатонич., а затем и хроматич. Настройки. Нек-рые Г. Имели ножки, другие ставились на стол. Струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие и долго незатухающие. Прямоугольные Г. Применялись в городском и усадебном муз. Быту, долгое время они с успехом заменяли зап.-европ. Клавишные инструменты (клавикорд, клавесин, фп.). Репертуар их был обширен, в него входили обработки рус. И укр. Нар. Песен и танцев, разл. Инстр. Пьесы, отрывки из опер отечеств. И зарубежных композиторов и т.д. Прямоугольные Г.

Входят в состав нек-рых совр. Оркестров рус. Нар. Инструментов, где часто употребляются в паре с т. Н. Клавишными Г., которые на их основе были созданы в 1905 Н. П. Фоминым.Литература. Фаминцын А. С., Гусли - русский народный музыкальный инструмент, СПБ, 1890. Соколов Ф. В., Гусли звончатые, М., 1959. Тихомиров Д. П., История гуслей. Очерки, Тарту, 1962. Вертков К. A., Типы русских гуслей, в сб. Славянский музыкальный фольклор, М., 1972.К. А. Вертков..

Значения в других словарях
Гуситские песни

Чеш. Нар. Песни-гимны, создававшиеся в период деятельности Я. Гуса, гуситских войн (антифеодальное нац.-освободит, движение 1419-1437), а также в последние десятилетия 15 в., когда были популярны идеи гуситов, питавшие чеш. Муз. Культуру 15-16 вв. В Г. П., отличавшихся мужественностью и суровостью, отражён боевой революц. Дух гуситского движения, направленного против феод. Гнёта, нем. Господства и власти католич. Церкви. Г. П. Тесно связаны с нар. Мелодикой. В соответствии с религ. Направленност..

Гусле

(серб.-хорв. И словен.), гусла (болг.), - нар. Смычковый инструмент юж. Славян. Корпус овальный или грушевидный, выдолбленный из дерева. Открытая сторона его затянута кожаной мембраной. Струны волосяные, одна или две. Г. Держат вертикально, звук извлекают коротким лукообразным смычком. Струны к шейке не прижимают, а лишь прикасаются к ним пальцами, извлекая флажолетные звуки. Инструмент и смычок обычно украшены резным орнаментом, головка оформлена в виде головы животного. Используется преим. Нар..

Гусляр

Музыкант, играющий на струн. Щипковом муз. Инструменте - гуслях. В устном творчестве и азбуковниках (толковых словарях) 16-17 вв. Исполнитель на гуслях и др. Струн. Инструментах именуется гудец или игрец, иногда гусельщик. Об исполнит. Иск-ве Г. Свидетельствуют летописи, сказания, былины и песни, в к-рых Г. Предстают в образах легендарных Бояна (Баяна), Добрыни Никитича, Садко, Соловья Будимировича и др. Певец М. К. Северский (1882-1954) с 1907 выступал с исполнением рус. Нар. Песен и былин, акк..

Гусман Б. Е.

Борис Евсеевич (4 (16) XII 1892, Астрахань - 3 V 1944, пос. Вожаель, Коми АССР) - сов. Муз. Деятель, театр. Критик. Чл. КПСС с 1918. Учился в Петерб. Консерватории по классу скрипки Э. Э. Крюгера. Играл в симф. Оркестре графа А. Д. Шереметева. В 1917-20 секретарь и редактор газ. "Нижегородская коммуна". С 1921 жил в Москве, где с 1923 был зав. Театр. Отделом газ. "Правда", в 1929-30 зав. Репертуарной частью и зам. Директора Большого т-ра. С 1933 зав. Сектором иск-в Управления центр. Радиовещания..

Дополнительный поиск Гусли Гусли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гусли" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гусли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа