Дидло Ш.

106

(Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм - 7(19) XI 1837, Киев) - франц. Артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе "Мастерская Оперы" у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж. Добервалем в Бордо и Лондоне (1789, 1791), называл их своими учителями. Дебютировал как хореограф в Лондоне пантомимой "Ричард Львиное Сердце" (1788) по одноим. Опере А. Гретри. В 1795 пост. В Лионе на сборную музыку балет "Метаморфозы" (1-й вариант "Зефира и Флоры"). В 1796-1801 и в 1811-16 ставил балеты в Лондоне. С 1801 работал в Петербурге танцовщиком, занял ведущее место также как балетмейстер и педагог. В 1801-11 Д. Сочинял преим. Мифологич. Балеты, выступая в них как предвестник романтизма.

"Аполлон и Дафна" (автор музыки неизвестен, 1802), "Зефир и Флора" (1804), "Амур и Психея" Кавоса (1809), балет в опере Ф. А. Буальдьё "Телемак на острове Калипсо" (1807). В 1816-31, в период творч. Зрелости, работая в России, придал своему иск-ву высокую эмоциональность, насытил его психологич. Содержанием и выдвинул балетный театр и школу России на одно из первых мест в Европе. Мифологию Д. Трактовал в героико-трагедийном плане. "Тезей и Арианна" (1817) и "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" (1821) на муз. Антонолини, "Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса" Жома (1820), "Федра и Ипполит" Кавоса и Турина (1821). Ставил балеты на сказочные и комич. Сюжеты. Д. Разработал жанр историко-героич. Балетов. "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820) и др.

В 1823 пост. Балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам А. С. Пушкина. Учениками Д. Были М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, Н. О. Гольц и др.Литература. Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940. Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958. Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958. Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, Л., 1959. Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954. В. М. Красовская..

Значения в других словарях
Диденко З. З.

Зинаида Захаровна (р. 22 IV 1938, Славянск Донецкой обл.) - сов. Певица (лирико-драм. Сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1974. В 1965 окончила Горьковскую консерваторию, с того же года солистка Новосибирского т-ра оперы и балета. Партии. Лиза, Татьяна, Кума Настасья, Ярославна, Наташа, Тоска, Аида. Леонора ("Трубадур"), Дездемона. Недда ("Паяцы"). Наталья ("Тихий Дон"), Анна ("Безродный зять" Хренникова) и др. С 1969 преподаватель пения Новосибирского театр. Уч-ща, с 1974 - Новосибирск..

Дидерихс Ф.

Фридрих (Фёдор Фёдорович) (1779-1846) - рус. Фортепианный мастер. По национальности немец. В 1810 осн. В Петербурге первую в России фабрику, изготовлявшую рояли и пианино. Первоначально это были копии т. Н. Венских фп. С расширением производства фабрика Д. Стала выпускать инструменты собств. Моделей. После смерти Д., в 1846-68 фабрикой управляла его жена, к-рая в 1868 передала её старшему сыну Роберту Фёдоровичу Д., имевшему спец. Технич. Образование и работавшему над усовершенствованием механик..

Дидро Д.

(Diderot) Дени (5 X 1713, Лангр - 31 VII 1784, Париж) - франц. Философ-просветитель, писатель и теоретик иск-ва, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра иск-в. Основатель и руководитель "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" ("Encyclopйdie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et mйtiers", t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем к-рой представлено и муз. Инструментоведение (ок. 300 статей). В философских, науч., критич. Рабо..

Дидур А.

(Didur) Адам (24 XII 1873, Воля-Сенкова, близ Санока - 7 I 1946, Катовице) - польский оперный певец (высокий бас). Пению учился с 1892 у В. Высоцкого во Львове, у Эмериха в Милане. В 1893 дебютировал в т-ре "Ла Скала" (Милан) и был его солистом до 1898. Пел в оперных т-рах в Варшаве (1898-1904), затем во Львове. После 1904 выступал в Мариинском т-ре (Петербург). В 1904-14 гастролировал во всех ведущих оперных т-рах Европы, в Сев. И Юж. Америке. В 1914-32 солист (в 1910-х гг. Первый бас) "Метропо..

Дополнительный поиск Дидло Ш. Дидло Ш.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дидло Ш." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидло Ш., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа