Дидро Д.

105

(Diderot) Дени (5 X 1713, Лангр - 31 VII 1784, Париж) - франц. Философ-просветитель, писатель и теоретик иск-ва, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра иск-в. Основатель и руководитель "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" ("Encyclopйdie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et mйtiers", t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем к-рой представлено и муз. Инструментоведение (ок. 300 статей). В философских, науч., критич. Работах Д. Осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с др. Просветителями Д. Принимал участие в т. Н. "войне буффонов" (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере).Для Д.

Музыка - самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Д., способна передавать "все явления природы и все страсти человека". Пение должно следовать естеств. Выражению страсти, брать пример в декламации, инстр. Сопровождение - усиливать выразительность пения. В подражании пению Д. Видел задачу инстр. Музыки. Взгляды Д. На музыку отражены в его публицистике и критике ("Correspondance littйraire, philosophique et critique", t. 1-16, 1877-82), в соч. "Беседы о "Побочном сыне"" (в кн. "Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu", изд. 1757), в брошюре "Уведомление к VI тому" ("Avertisment au tome VI", 1756), написанной в ответ на критику Ж.

Ф. Рамо ("Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии"), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге "Племянник Рамо" ("Le Neveu de Rameau", 1762-79, впервые изд. В нем. Пер. И. В. Гёте, 1805. Заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа - племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Д. Выдвигает преим. Проблематику оперного иск-ва.Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Д. ("Письмо о слепых в назидание зрячим" - "La lettre sur les a veugles а l'usage de ceux qui voient", 1749, где между прочим говорится о много гол. Сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Д.) спец. Теоретич. Пособии для любителей музыки А. Бемецридера "Уроки игры на клавесине и принципы гармонии" ("Leзons de clavecin et principes d'harmonie", 1771).

В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Д. "Об "Уроках игры на клавесине и принципах гармонии"", вошедшая в "Корреспонденции Грима и Дидро") затрагиваются общие проблемы муз. Эстетики. Авторы приближаются к диалектич. Пониманию явлений (напр., взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий). Д. Занимался также вопросами муз. Акустики, чему посв. Мн. Страницы в "Записках на разные темы математики" ("Mйmoires sur diffйrents sujets de mathйmatique", 1748).Сочинения. OEuvres complиtes, t. 1-20, P., 1875-77, переизд., N. Y., 1966. OEuvres, P., 1957. Correspondance, v. 1-9, P., 1955-63. Рус. Пер. - Собр. Соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47. Об искусстве, т. 1-2, Л.-М., 1936. Племянник Рамо, М., 1956.Литература.

Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934. Адамян A., Статьи об искусстве, М., 1956. Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959 (гл. 8). Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1961. Prod'homme J. G., Diderot et la musique, "ZIMG", 1914, No 7. Werner L., Diderot als Kunstphilosoph, Kцnigsberg, 1918. Gi11оt H., Denis Diderot. L'homme. Ses idйes philosophiques, esthйtiques et littйraires, P., 1937. Oliver A. R., Diderot ьber Musik, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1965, No 2.Б. C. Штейнпресс..

Значения в других словарях
Дидерихс Ф.

Фридрих (Фёдор Фёдорович) (1779-1846) - рус. Фортепианный мастер. По национальности немец. В 1810 осн. В Петербурге первую в России фабрику, изготовлявшую рояли и пианино. Первоначально это были копии т. Н. Венских фп. С расширением производства фабрика Д. Стала выпускать инструменты собств. Моделей. После смерти Д., в 1846-68 фабрикой управляла его жена, к-рая в 1868 передала её старшему сыну Роберту Фёдоровичу Д., имевшему спец. Технич. Образование и работавшему над усовершенствованием механик..

Дидло Ш.

(Didelot) Шарль (Карл) Луи (1767, Стокгольм - 7(19) XI 1837, Киев) - франц. Артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе "Мастерская Оперы" у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж. Добервалем в Бордо и Лондоне (1789, 1791), называл их своими учителями. Дебютировал как хореограф в Лондоне пантомимой "Ричард Львиное Сердце" (1788) по одноим. Опере А. Гретри. В 1795 пост. В Лионе на сборную музыку балет "Метаморфозы" (1-й вариант "Зефира ..

Дидур А.

(Didur) Адам (24 XII 1873, Воля-Сенкова, близ Санока - 7 I 1946, Катовице) - польский оперный певец (высокий бас). Пению учился с 1892 у В. Высоцкого во Львове, у Эмериха в Милане. В 1893 дебютировал в т-ре "Ла Скала" (Милан) и был его солистом до 1898. Пел в оперных т-рах в Варшаве (1898-1904), затем во Львове. После 1904 выступал в Мариинском т-ре (Петербург). В 1904-14 гастролировал во всех ведущих оперных т-рах Европы, в Сев. И Юж. Америке. В 1914-32 солист (в 1910-х гг. Первый бас) "Метропо..

Дидык Т. С.

Тамара Софроновна (р. 17 IX 1935, с. Лановцы Тернопольской обл.) - сов. Певица (сопрано). Нар. Арт. УССР (1975). В 1960 окончила Львовскую консерваторию у О. К. Бандровской, с того же года солистка Львовского т-ра оперы и балета. Среди партий - Татьяна. Марфа ("Царская невеста"), Маша ("Дубровский"), Земфира ("Алеко"), Наталка. Эльвира и Леонора ("Эрнани" и "Трубадур"), Мими, Маргарита. Елизавета ("Тангейзер"), Ганна ("Страшный двор" Монюшко), Луиза ("Дуэнья" Прокофьева), Любовь Шевцова ("Молода..

Дополнительный поиск Дидро Д. Дидро Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дидро Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидро Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа