Дойра

130

Ударный муз. Инструмент типа бубна. Распространён в Узбекистане, Таджикистане, а также в странах Ближнего и Среднего Востока. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой Д. Нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К осн. Звуку присоединяется звон металлич.

Подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры. Удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамич. Оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на Д., разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На Д. Играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар Д. Составляют разнообразные ритмич. Фигуры - усули (узб., тадж.). Д. Используется при исполнении макомов, мугамов. В сов. Время Д. Часто входит в состав народных, а иногда и симф. Оркестров. Разновидностями Д. Являются груз. Дайра, азерб. Дэф, арм. Дaпп.Литература. Акбаров И., Ритмы дойры, Таш., 1952.

Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962.И. М. Вызго-Иванова..

Значения в других словарях
Додонов А. М.

Александр Михайлович (12(24) II 1837, Петербург -19 I (1 II) 1914, Москва) - рус. Певец (тенор) и педагог. Пел в церк. Хоре. По совету А. Г. Рубинштейна брал уроки пения у Ф. Ронкони и теории музыки у В. Ф. Одоевского в Петербурге (1859-61), затем совершенствовался у Безанцони в Париже, у М. Гарсиа в Лондоне (1862-63), у Ф. Ламперти в Милане (1864). В 1865-66 пел на оперных сценах Милана, Неаполя и Лондона, в 1867 артист итал. Оперы в Одессе и рус. Оперы в Киеве. В 1869-91 солист Большого т-ра в..

Дойна

(рум. Doina) - жанр (вок., инстр., вок.-инстр.) молд. Муз. Фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова "Д." существуют разл. Мнения. Одни исследователи считают, что оно происходит от лат. Doleo - страдаю. Другие связывают его с назв. Старинной литов. Песни "Дайна". Третьи полагают, что слово "Д." слав. Происхождения и ведёт начало от слова "дуть", "дунуть". Возникновение Д. Восходит к старинной нар. Легенде. Пастух,..

Докшицер Т. А.

Тимофей Александрович (р. 13 XII 1921, Нежин) - сов. Трубач, педагог и дирижёр. Засл. Арт. РСФСР (1959). В 1950 окончил Муз.-пед. Ин-т им. Гнесиных (класс трубы М. И. Табакова), в 1957 - Моск. Консерваторию (класс дирижирования Л. М. Гинзбурга). В 1941-45 артист Образцового оркестра МВО, с 1945 - оркестра Большого т-ра (Москва). С 1950 преподаёт в Муз. Уч-ще им. Гнесиных, с 1954 в Муз.-пед. Ин-те им. Гнесиных (с 1971 профессор). Один из выдающихся трубачей-виртуозов. Его игра отличается исключит..

Дол

Дул (узб.), доул (тадж.), - ударный муз. Инструмент. Двухсторонний барабан с узкой (80-100 мм) деревянной обечайкой. Затянут с обеих сторон кожаными мембранами (диаметр 300-400 мм), соединёнными друг с другом красивым ременным плетением. При игре инструмент держали за ручку, прикреплённую сбоку к обечайке, и ударяли по мембране шарообразной головкой толстой деревянной палки. Д. Применялся ханской и эмирской охраной, гор. Ночной стражей. Вышел из употребления.И. М. Вызго-Иванова.. ..

Дополнительный поиск Дойра Дойра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дойра" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дойра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа