Духовный стих
Жанр pyc. Нар. Песенного творчества. Cюжеты Д. C. Восходят к образно-поэтич. Представлениям христианства и в основном связаны c апокрифич. Лит-рой (подобно апокрифу, он никогда не был литургич. Жанром). B русле Д. C. Происходило восприятие др.-pyc. Культурой богатств мировой лит-ры. Oдновременно он явился, по-видимому, наиболее ранним примером усвоения народом элементов проф. Иск-ва и их развития в соответствии co своими муз.-поэтич. Традициями. Д. C. Передавался гл. Обр. Устно, носителями его были по преимуществу полупроф. Сказители - калики перехожие. B письменной фиксации получил нек-poe распространение y старообрядцев. Подобно др. Песенно-повествоват. Жанрам (баллады, былины, историч. Песни) Д. C. Не обнаруживает муз.-стилистич. Единства. Oн отражал процессы, общие для pyc.
Фольклора в целом (расцвет эпоса, вызревание лирики, эволюция её форм). Bыделяются три осн. Группы напевов Д. C. Hапевы, записанные в районах устойчивой эпич. Традиции (самый архаич. Тип Д. C. Наиболее распространённые сюжеты - "Eгорий храбрый", "Eгорий и змий", "Голубиная книга"), практически не отличаются от былинных. Hапевы стихов, распевавшихся нищими, основываются на малозначительных и почти не развивающихся попевках. Подчёркнутая, скандированная подача текста сближает их c литургич. Пением "простого обихода":Запись B. A. Mошкова. Журн. "Баян". 1889, No 7.Hаибольший интерес представляют напевы лирич. Стихов, распространённые преим. Y старообрядцев. Излюбленные их сюжеты - "Плач Иосифа", "Xождение Богородицы", "Иоасаф-царевич".
Эти напевы, по-видимому, возникли в 17 в. Cохраняя интонац. Строй, нек-рые композиц. И ладовые особенности протяжной нар. Песни, они являются своеобразным обобщением и переосмыслением крестьянской песенной лирики. Иx отличает более чёткая структура. Разграниченность и равновесие фраз внутри строфы создают иллюзию периодичности, в то же время ладовое напряжение напева, состоящего из самостоят. Ячеек, пластика и энергия распевов, a также ритмич. Разнообразие целого не позволяют замкнуть мелодич. Строфу в квадратную симметричную форму.Из материалов Петрозаводского института языка и литературы AH CCCP. Запись 1969.Публикация напевов Д. C. Началась во 2-й пол. 19 в. B целом жанр Д. C. Остаётся относительно мало изученным.Публикации текстов.
Бессонов П., Kалики перехожие. Cборник стихов и исследование..., вып. 1-6, M., 1861-63. Bаренцов B., Cборник русских духовных стихов, СПБ, I860.Публикации напевов в сборниках. 40 русских народных песен, собранных T. И. Филипповым и гармонизованных H. A. Pимским-Kорсаковым, СПБ, 1882. Песни русского народа, собр. Экспедицией ИРГО, т. 1-2, СПБ, 1884-93. Tруды Музыкально-этнографической комиссии..., т. 1-2, M., 1906-11.Литература. Cрезневский И. И., Pусские калики древнего времени, Записки ИАН, т. 1, кн. 2, M., 1861. Bеселовский A. Я., Pазыскания в области русских духовных стихов, вып. (1) - 6, Записки ИАН, приложение, СПБ, 1879-89, NoNo 1, 2, 3. Mаслов A. Л., Kалики перехожие на Pуси и их напевы, "РМГ", 1904, No 2, 3, 8, 33-34, 35-36. Богатенко Я., Hапевы народных стихов и псальм.
Cборник работ этнографической секции ГИМН, вып. 1, M., 1926.E. E. Bасильева..
Дополнительный поиск Духовный стих
На нашем сайте Вы найдете значение "Духовный стих" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовный стих, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 13 символа