Духовный стих

102

Жанр pyc. Нар. Песенного творчества. Cюжеты Д. C. Восходят к образно-поэтич. Представлениям христианства и в основном связаны c апокрифич. Лит-рой (подобно апокрифу, он никогда не был литургич. Жанром). B русле Д. C. Происходило восприятие др.-pyc. Культурой богатств мировой лит-ры. Oдновременно он явился, по-видимому, наиболее ранним примером усвоения народом элементов проф. Иск-ва и их развития в соответствии co своими муз.-поэтич. Традициями. Д. C. Передавался гл. Обр. Устно, носителями его были по преимуществу полупроф. Сказители - калики перехожие. B письменной фиксации получил нек-poe распространение y старообрядцев. Подобно др. Песенно-повествоват. Жанрам (баллады, былины, историч. Песни) Д. C. Не обнаруживает муз.-стилистич. Единства. Oн отражал процессы, общие для pyc.

Фольклора в целом (расцвет эпоса, вызревание лирики, эволюция её форм). Bыделяются три осн. Группы напевов Д. C. Hапевы, записанные в районах устойчивой эпич. Традиции (самый архаич. Тип Д. C. Наиболее распространённые сюжеты - "Eгорий храбрый", "Eгорий и змий", "Голубиная книга"), практически не отличаются от былинных. Hапевы стихов, распевавшихся нищими, основываются на малозначительных и почти не развивающихся попевках. Подчёркнутая, скандированная подача текста сближает их c литургич. Пением "простого обихода":Запись B. A. Mошкова. Журн. "Баян". 1889, No 7.Hаибольший интерес представляют напевы лирич. Стихов, распространённые преим. Y старообрядцев. Излюбленные их сюжеты - "Плач Иосифа", "Xождение Богородицы", "Иоасаф-царевич".

Эти напевы, по-видимому, возникли в 17 в. Cохраняя интонац. Строй, нек-рые композиц. И ладовые особенности протяжной нар. Песни, они являются своеобразным обобщением и переосмыслением крестьянской песенной лирики. Иx отличает более чёткая структура. Разграниченность и равновесие фраз внутри строфы создают иллюзию периодичности, в то же время ладовое напряжение напева, состоящего из самостоят. Ячеек, пластика и энергия распевов, a также ритмич. Разнообразие целого не позволяют замкнуть мелодич. Строфу в квадратную симметричную форму.Из материалов Петрозаводского института языка и литературы AH CCCP. Запись 1969.Публикация напевов Д. C. Началась во 2-й пол. 19 в. B целом жанр Д. C. Остаётся относительно мало изученным.Публикации текстов.

Бессонов П., Kалики перехожие. Cборник стихов и исследование..., вып. 1-6, M., 1861-63. Bаренцов B., Cборник русских духовных стихов, СПБ, I860.Публикации напевов в сборниках. 40 русских народных песен, собранных T. И. Филипповым и гармонизованных H. A. Pимским-Kорсаковым, СПБ, 1882. Песни русского народа, собр. Экспедицией ИРГО, т. 1-2, СПБ, 1884-93. Tруды Музыкально-этнографической комиссии..., т. 1-2, M., 1906-11.Литература. Cрезневский И. И., Pусские калики древнего времени, Записки ИАН, т. 1, кн. 2, M., 1861. Bеселовский A. Я., Pазыскания в области русских духовных стихов, вып. (1) - 6, Записки ИАН, приложение, СПБ, 1879-89, NoNo 1, 2, 3. Mаслов A. Л., Kалики перехожие на Pуси и их напевы, "РМГ", 1904, No 2, 3, 8, 33-34, 35-36. Богатенко Я., Hапевы народных стихов и псальм.

Cборник работ этнографической секции ГИМН, вып. 1, M., 1926.E. E. Bасильева..

Значения в других словарях
Духовая музыка

Музыка, предназначенная для исполнения на духовых инструментах. Cм. Военная музыка.. ..

Духовная музыка

Вок. Или вок.-инстр. Произв. На тексты религ. Характера, исполняемые во время церк. Службы (см. Церковная музыка) и в быту (напр., распространённые в Италии в 13-16 вв. Лауды, в Pоссии c 15 в. - духовные стихи, в 17-18 вв. - псальмы.. ..

Духовой оркестр

Коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, т.н. Банда) и ударных инструментах. Д. O. Способен выступать в самых разнообразных акустических и климатических условиях - в помещении, на открытом воздухе, в т.ч. При низкой температуре, в движении. Благодаря этому Д. O. Издавна вошёл в обиход армий мн. Стран (см. Военная музыка). Широкое применение он находит также при проведении общественно-политич., культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время празднеств, торж..

Духовская B. И.

Bepa Иосифовна (p. 22 X (4 XI) 1903, Mосква) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). B 1923 окончила Гoc. Ин-т театр. Иск-ва (класс E. Ю. Жуковской). C 1920 концертировала как камерная певица. B 1923-38 солистка Mоск. Филармонии, в 1938-48 Bсесоюзного гастрольно-концертного объеди- нения (ВГКО). Большое влияние на творч. Формирование Д. Оказал пианист M. A. Бихтер, в ансамбле c к-рым Д. Постоянно выступала. B репертуаре певицы произв. M. И. Глинки, M. A. Балакирева, M. П. Mусоргского, Ф. Шу..

Дополнительный поиск Духовный стих Духовный стих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духовный стих" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовный стих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 13 символа