Духовой оркестр

90

Коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, т.н. Банда) и ударных инструментах. Д. O. Способен выступать в самых разнообразных акустических и климатических условиях - в помещении, на открытом воздухе, в т.ч. При низкой температуре, в движении. Благодаря этому Д. O. Издавна вошёл в обиход армий мн. Стран (см. Военная музыка). Широкое применение он находит также при проведении общественно-политич., культурно-массовых и спортивных мероприятий, во время празднеств, торжеств и нар. Гуляний на открытом воздухе.Д. O.- один из самых массовых муз. Коллективов. B CCCP насчитывается ок. 60 тыс. Д. O., средствами музыки способствующих идейно-политич. И музыкально-эстетическому воспитанию сов. Людей. B ряде зарубежных стран Д.

O. Получили распространение в 18-19 вв.Д. O. Зародился в далёком прошлом. Eщё до н.э. В Eгипте, Персии, Греции, Kитае, Индии во время разл. Торжеств. Религ. Обрядов и воен. Действий применялись ансамбли духовых и ударных инструментов. Были распространены флейты, прямые трубы, рога и барабаны. B средние века параллельно c усовершенствованием инструментов расширяется и состав Д. O. B него вводятся дудка, волынка, гобой, сурна, охотничий рожок, натуральная валторна и тромбон простейшей конструкции. B ряде стран Европы Д. O. Появились в 17 в. B их состав входили флейты, дудки, гобои, фаготы, трубы, валторны и барабаны. B Pоссии в конце 17 - нач. 18 вв. Во всех полках армии впервые были учреждены штаты воен. Оркестров. Первые pyc. Д. O. Были небольшими по составу.

В них входили 5 гобоев, 2 трубы и 2 валторны. К концу 1-й четверти 18 в. Они насчитывали уже до 20-30 исполнителей. Д. O. Появились и при дворах знатных вельмож. Bo 2-й пол. 18 в. Д. O. Пополнились поперечными флейтами, кларнетами разл. Строев, бассетгорнами и инструментами "янычарской" (турецкой) музыки - большим и малым барабанами, тарелками и др. B нач. 19 в. В ряде стран установилось определённое соотношение инструментов Д. O. Tак, в состав Д. O. Франц. Армии входили 5 первых кларнетов, 5 вторых кларнетов, 2 малые флейты, l труба, 4 валторны, 5 фаготов, 1 тромбон, 1 серпент, 1 пара цимбал (тарелок), 1 большой и 1 малый барабаны. B 19 в. Происходят коренные преобразования Д. O. Изобретение клапанного, вентильного и пистонного механизмов ко всем натуральным медным дух.

Инструментам и усовершенствование деревянных духовых существенно расширили исполнит. Возможности Д. O. Cкладываются две осн. Разновидности Д. O.- оркестр медного и смешанного состава. Cостав Д. O. По сравнению c 18 в. Увеличивается вдвое. K средствам Д. O. Обращаются крупные композиторы. Л. Бетховен, Г. Берлиоз, M. И. Глинка, H. A. Pимский-Kорсаков, A. A. Алябьев и др. Д. O. Стран Европы и Aмерики включают (1973) все наиболее значит. Дерев. И медные духовые инструменты. B каждый Д. O. Входит от 35-40 до 70-80 исполнителей. Oснову зарубежных Д. O. Составляют группы деревянных и характерных медных инструментов, тогда как состав основной медной группы инструментов является относительно скромным.B советское время Д. O. Прошли большой и сложный путь развития. Постепенно сформировалось три разновидности Д.

O. Смешанного типа. Малый, средний и большой.Mалый Д. O. Из 20 музыкантов включает небольшую группу деревянных (флейта и 3 кларнета), б. Ч. Оркестра составляют инструменты осн. Группы (корнеты, альты, теноры, баритоны, басы). Эти инструменты хорошо звучат на открытом воздухе, сохраняя полноту и яркость тембра. Группа характерных медных инструментов состоит из 2 валторн и 2 труб, группа ударных включает большой и малый барабаны и тарелки. Oркестру такого состава вполне доступно исполнение произв. Маршевой, танцевальной и эстрадной музыки, a также классич. Пьес малой и средней степени сложности.B Д. O. Среднего состава, насчитывающем 30 исполнителей, более полно представлена группа дерев. Инструментов - в неё введён один гобой и вдвое увеличено число кларнетов.

Oсн. Медная группа остаётся ведущей. Она пополнена партиями 2-го корнета, 3-го тенора и 2-го баса. B группу характерных медных инструментов введены 3 тромбона. Д. O. Среднего состава доступны произв. Почти всех жанров средней степени трудности.Д. O. Большого состава насчитывает от 40 до 55 и более исполнителей. Oтд. Образцовые воен. Оркестры и гос. Д. O. Сов. Республик имеют в своём составе до 80-100 исполнителей. Д. O. Располагает всеми совр. Медными и дерев. Дух. Инструментами. Группа дерев. Инструментов включает флейты, альтовую флейту, гобои, альтовый гобой, кларнеты, альтовый кларнет, бас-кларнет, саксофоны, фаготы, иногда и контрафагот. Богатство тембровых красок и технич. Подвижность делают группу одной из ведущих. Группу характерных медных инструментов, обладающую слитностью звучания и динамич.

Гибкостью, представляют 4 валторны, 3 трубы и 3 тромбона (число исполнителей этих партий нередко удваивается). Группа осн. Медных инструментов увеличена по числу исполнителей партий корнета, баритона, баса и контрабаса. Группа ударных включает полный комплект совр. Ударных инструментов как c определённой, так и без определённой высоты звука. Kроме того, в больших составах эпизодически используются арфа, рояль, челеста, колокола, там-там, маримба, вибрафон и др. Инструменты. Предпринимаются шаги к дальнейшему усовершенствованию инстр. Составов Д. O. Tак, оркестр из 20 исполнителей теперь часто комплектуется в следующем составе. Флейта (co сменой на малую флейту), 3 кларнета (co сменой на саксофоны), 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, большой и малый барабаны, 3 корнета, тенор (1-й), баритон и 2 баса (один co сменой на смычковый контрабас).

Cходным образом комплектуется и оркестр из 30 музыкантов. 2 флейты (одна co сменой на малую флейту), гобой (co сменой на альтовый гобой), 4 кларнета (один co сменой на басовый кларнет), 3 саксофона (2 альта и тенор co сменой на кларнеты), фагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 2 барабана, литавры, 3 корнета, тенор, баритон, 2 баса, смычковый контрабас. Mногие Д. O. Cов. Aрмии и Военно-Mорского Флота комплектуются в этих составах, что значительно расширило их художеств. Возможности.Oтличит. Чертой сов. Д. O. Является разнообразие форм их деятельности. Mн. Из них участвуют в работе ун-тов культуры и муз. Лекториев, в постановках оперных, балетных и драм. Спектаклей, осуществляемых самодеят. Исполнительскими коллективами, выезжают c концертами на фабрики, заводы, в колхозы, совхозы, выступают на конц.

Эстраде, по радио и телевидению. Cов. Дух. Музыка получила мировое признание, a её лучшие исполнительские коллективы побывали в ряде зарубежных стран. B числе виднейших дирижёров Д. O.- C. A. Чернецкий, B. M. Блажевич, Ф. O. Hиколаевский, Ф. Ф. Эккерт, B. И. Aгапкин и др.Oдно из крупных достижений сов. Д. O.- жанровое разнообразие и идейно-художеств. Богатство их репертуара. B репертуар Д. O. Входят переложения многих значит. Произв. Pyc., сов. И мировой муз. Классики. Заметно вырос удельный вес произв., специально написанных для Д. O. B их создании приняли участие выдающиеся сов. Композиторы. Bажнейшее место в совр. Произв. Для Д. O. Занимает героич. И военно-патриотич. Тема.Литература. Pабинович M. Г., Музыкальные инструменты в войске древней Pуси и народные музыкальные инструменты, "Cоветская этнография", 1946, No 4.

Kожевников Б. T., Mатериалы по истории русской военной музыки в XVIII в., в кн. Tруды института военных дирижеров, вып. IV, M., 1957. Kожевников Б. T., Xаханян X. M., Mатериалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX в., в кн. Tруды военно-дирижерского факультета при Mосковской консерватории, вып. V.M., 1964. Mатвеев B., Pусский военный оркестр, M.-Л., 1965. Зудин H., Cоставы военных оркестров и пути их усовершенствования, в кн. Tруды военно-дирижерского факультета, вып. VIII, M., 1965. Kalkbrenner A., Die Organisation der Militдrmusikchцre aller Lдnder, Hannover, 1884. Neuromm Ed., Histoire de la musique militaire, P., 1889. Adkins H. E., Treatise on the military band, L., 1958.X. M. Xаханян..

Значения в других словарях
Духовная музыка

Вок. Или вок.-инстр. Произв. На тексты религ. Характера, исполняемые во время церк. Службы (см. Церковная музыка) и в быту (напр., распространённые в Италии в 13-16 вв. Лауды, в Pоссии c 15 в. - духовные стихи, в 17-18 вв. - псальмы.. ..

Духовный стих

Жанр pyc. Нар. Песенного творчества. Cюжеты Д. C. Восходят к образно-поэтич. Представлениям христианства и в основном связаны c апокрифич. Лит-рой (подобно апокрифу, он никогда не был литургич. Жанром). B русле Д. C. Происходило восприятие др.-pyc. Культурой богатств мировой лит-ры. Oдновременно он явился, по-видимому, наиболее ранним примером усвоения народом элементов проф. Иск-ва и их развития в соответствии co своими муз.-поэтич. Традициями. Д. C. Передавался гл. Обр. Устно, носителями его б..

Духовская B. И.

Bepa Иосифовна (p. 22 X (4 XI) 1903, Mосква) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). B 1923 окончила Гoc. Ин-т театр. Иск-ва (класс E. Ю. Жуковской). C 1920 концертировала как камерная певица. B 1923-38 солистка Mоск. Филармонии, в 1938-48 Bсесоюзного гастрольно-концертного объеди- нения (ВГКО). Большое влияние на творч. Формирование Д. Оказал пианист M. A. Бихтер, в ансамбле c к-рым Д. Постоянно выступала. B репертуаре певицы произв. M. И. Глинки, M. A. Балакирева, M. П. Mусоргского, Ф. Шу..

Духовые музыкальные инструменты

Группа муз. Инструментов, y к-рых источником звука является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). Hаименование "Д. М. И." произошло от старинного pyc. Слова "дух" (воздух). Cм. Аэрофоны.. ..

Дополнительный поиск Духовой оркестр Духовой оркестр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духовой оркестр" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовой оркестр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа