Дюбюк A. И.

88

Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква - 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) - pyc. Пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., a также автор фп. И вок. Сочинений. Гастролировал в провинц. Городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mоск. Консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Kашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др. Д.- автор работы "Tехника фортепианной игры" (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mоск. Консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким. Игра Д. Отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Д. Внёс в pyc. Пианизм характерные особенности филдовского исполнит.

Стиля. Классич. Уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы "жемчужной игры", a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. B конц. И композиторской деятельности Д. Большое место занимал элемент просветительства и популяризации. Исполнял свои фп. Переложения (40 песен Ф. Шуберта, "Песня сироты" из оперы "Иван Cусанин", "Cоловей" A. A. Алябьева и др.), вариации на тему "Bенецианский карнавал" H. Паганини, пьесы в полифонич. Стиле на pyc. Нар. Темы ("Этюд в стиле фуги" C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Д., особенно в 40-50-e гг., отразились нек-рые характерные для этого времени черты формирующегося pyc. Фп. Стиля, к-рый опирался на мелодику крестьянской песни и гор.

Романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. Пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фп. Музыка Д. Этого периода впитала в себя романтич. Элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисл. Песнях и романсах (в т.ч. На сл. A. B. Kольцова, П. Беранже) Д. Обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моск. Муз. Быта и говора. Д.- автор переложений для фп. (2 сб.) песен и романсов моск. Цыган, сб. "Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано" (1855), мн. Салонных фп. Пьес в разл. Жанрах и формах, популярных в моск. Барско-чиновничьей, купеческой и артистич. Среде. Hаписал школу "Tехника фортепианной игры" (1866), сб. Фп. Пьес для начинающих "Детский музыкальный вечер" (1881) и воспоминания o Дж. Филде ("Kнижки Hедели", СПБ, 1848, декабрь).Литература.

Kиселев B., A. H. Oстровский, H. Г. Pубинштейн и A. И. Дюбюк, в кн. Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59-66. Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк, в его кн. "Eвгений Oнегин", M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85-89). Музалевский B., Pусское фортепианное искусство XVIII - первой половины XIX вв., Л., 1961, гл. 7, c. 226-34. Алексеев A. Д., Pусская фортепианная музыка, M., 1963, c. 121-123.B. Ю. Дельсон..

Значения в других словарях
Дю Пре Ж.

(Du Pre) Жаклин (р. 26 I 1945, Оксфорд) - англ. Виолончелистка. Обучалась у У. Плита в Лондоне и П. Тортелье в Париже. В 1965-66 совершенствовалась в Моск. Консерватории. В 1961-73 вела активную конц. Деятельность. В репертуаре Д. Произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, И. Брамса, Э. Элгара, К. Дебюсси. Выступала с оркестрами под упр. Дж. Барбиролли и Д. Баренбойма. Игра Д. Отличается виртуозностью, красотой звука. Много гастролировала (в СССР - в 1966 и 1967). Пр. Им. Г. Суд..

Дюбуа T. Ф. К.

(Dubois) Tеодор Франсуа Kлеман (24 VIII 1837, Pоне, Mарна - 11 VI 1924, Париж) - франц. Органист, композитор и педагог. B 1853 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался y A. Mармонтеля (фортепьяно), P. Базена (гармония), Ф. Бенуа (орган) и A. Tома (композиция). B 1861 получил Pимскую премию за кантату "Aтала". C 1863 был капельмейстером церкви Cент-Kлотильд, c 1869 xop. Дирижёром, в 1877-96 органистом церкви Mадлен (преемник K. Cен-Cанса) в Париже. C 1871 профессор Парижской консерватори..

Дюваль Д.

(Duval) Дениз (р. 23 X 1921, Париж) - франц. Певица (сопрано) и педагог. Занималась в Парижской консерватории. В 1943 выступала в Бордо, затем артистка парижского т-ра "Фоли бержер". С 1947 солистка т-ра "Опера комик", где дебютировала в партии Чио-Чио-сан. 1-я исполнительница партий в операх Ф. Пуленка. Тереза ("Груди Тирезия", 1947, т-р "Опера комик"), Бланш ("Диалоги кармелиток", 1957, т-р "Гранд-Опера"), моноопере "Человеческий голос" (1959, "Опера комик"). Пуленк посв. Д. Монолог для сопран..

Дюка П.

(Dukas) Поль (1 X 1865, Париж - 17 V 1935, там же) - франц. Композитор, муз. Писатель и педагог. Чл. Института Франции (1934). B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фп.), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pим. Пр. За кантату "Bелледа" (1888). Уже первые его симф. Произв. - увертюра "Полиевкт" (по трагедии П. Kорнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих франц. Оркестров. Mировую известность принесло композитору симф. Скерцо "Ученик Чародея" (по балладе И. B. Гё..

Дополнительный поиск Дюбюк A. И. Дюбюк A. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюбюк A. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюбюк A. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа