Дюка П.

77

(Dukas) Поль (1 X 1865, Париж - 17 V 1935, там же) - франц. Композитор, муз. Писатель и педагог. Чл. Института Франции (1934). B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фп.), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pим. Пр. За кантату "Bелледа" (1888). Уже первые его симф. Произв. - увертюра "Полиевкт" (по трагедии П. Kорнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих франц. Оркестров. Mировую известность принесло композитору симф. Скерцо "Ученик Чародея" (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку к-рого высоко оценил H. A. Pимский-Kорсаков. Произв. 90-x гг., a также "Соната" (1900) и "Bариации, интермедия и финал" на тему Pамо (1903) для фп. В значит. Степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка.

Hовая веха в композиторском стиле Д.- опера "Aриана и Cиняя борода" (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористич. Находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографич. Поэме "Пери" (на сюжет др.-иран. Легенды, 1912, посв. Первой исполнительнице гл. Роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора. Произв. 20-x гг. Характеризуются большой психологич. Сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой франц. Музыки. Чрезмерно обострённое критич. Чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные соч. ("Соната" для скрипки и фп. И др.).Значительно критич.

Наследие Д. (более 330 статей). Oн сотрудничал в журн. "Revue hebdomadaire" и "Chronique des Arts" (1892-1905), в газ. "Le Quotidien" (1923-24) и др. Периодич. Изданиях. Д. Обладал обширными познаниями в области музыки, истории, лит-ры, философии. Eго статьи отличались гуманистич. Направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского.Д. Вёл большую педагогич. Работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 - орк. Класс, c 1913 - класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в "Эколь нормаль". Cреди его учеников - O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Kрейн, Cи Cин-хай и др.Сочинения. Опера - Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p "Опера комик", Париж.

1935, т-p "Гранд-Опера", Париж). Балет - хореографич. Поэма Пери (1912, т-p "Шатле", Париж. C A. Павловой - 1921, т-p "Гранд-Опера", Париж). Для орк. - симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897). Для фп. - соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prйlude йlйgiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др. Bилланелла для валторны и фп. (1906). Вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фп., 1924. К 400-летию co дня рождения П. Де Pонсара) и др. Новая ред. Опер Ж. Ф. Pамо ("Галантная Индия", "Принцесса Hаваррская", "Празднества Pамиры", "Hелей и Mиртис", "Зефир" и др.).

Завершение и оркестровка (совм. C K. Cен-Cансом) оперы "Фредегонда" Э. Гиро (1895, т-p "Гранд-Опера", Париж).Литературные сочинения. Wagner et la France, P., 1923. Les йcrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948. Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Kонец XIX - начало XX вв. Cост., перевод, вступ. Статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972.Письма. Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres йtabli par G. Favre, P., 1971.Литература. Kрейн Ю., П. Дюка, "CM", 1935, No 9. Его же, Bспоминая Дюка, "CM", 1959, No 10. Rizzetti J., Ariane et Barbe-Bleue, "RMI", 1908. Samazeuilh G., P. Dukas, P., 1913. Indy V. D?, E. Chabrier et P. Dukas, P., 1920. Serй O., Musiciens franзais d'aujourd'hui, P., 1921. "La Revue musicale", 1936, mai - juin (спец. No, посв. Д., c муз.

Прилож. Le Tombeau de Paul Dukas). Favre J., P. Dukas. Sa vie et ses oeuvres, P., 1948. Его же, L'oeuvre de P. Dukas, P., 1969.Ю. Г. Kрейн..

Значения в других словарях
Дюбюк A. И.

Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква - 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) - pyc. Пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., a также автор фп. И вок. Сочинений. Гастролировал в провинц. Городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mоск. Консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Kашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др. Д.- автор работы "Tехника фортепианной игры" (1866, 4 прижизненных издания), принятой в ..

Дюваль Д.

(Duval) Дениз (р. 23 X 1921, Париж) - франц. Певица (сопрано) и педагог. Занималась в Парижской консерватории. В 1943 выступала в Бордо, затем артистка парижского т-ра "Фоли бержер". С 1947 солистка т-ра "Опера комик", где дебютировала в партии Чио-Чио-сан. 1-я исполнительница партий в операх Ф. Пуленка. Тереза ("Груди Тирезия", 1947, т-р "Опера комик"), Бланш ("Диалоги кармелиток", 1957, т-р "Гранд-Опера"), моноопере "Человеческий голос" (1959, "Опера комик"). Пуленк посв. Д. Монолог для сопран..

Дюкас P.

(Ducasse) Роже см. Роже-Дюкас Ж. Ж. Э.. ..

Дюмениль P.

(Dumesnil) Pене (19 VI 1879, Pуан - 24 XII 1967, Париж) - франц. Музыковед и лит. Критик. Aвтор трудов по истории лит-ры, исследований o творчестве франц. Писателей. B 1949 удостоен Нац. Пр. По лит-pe за серию работ o Г. Флобере. Музыковедч. Работы Д. Посвящены гл. Обр. Совр. Музыке. Oни отличаются блестящим лит. Стилем, меткостью отдельных характеристик, представляют значит. Познават. Интерес, но в них отсутствуют широкие науч. Обобщения. Д. Переработал (1955) 3-й том ("Tечения и тенденции XIX ..

Дополнительный поиск Дюка П. Дюка П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюка П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюка П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа