Иранская музыка

101

Муз. Культура Ирана ведёт начало с древнейших времён и существует в форме устной традиции, в основном как монодическая. Вок.-инстр. Формы И. М. Содержат элементы многоголосия. В процессе муз. Практики в 13-15 вв. В И. М. Сложилась классич. Система макамов, составляющая ладовую основу вок. И инстр. Пьес, создаваемых проф. Музыкантами. В теоретич. Трудах Сафи-ад-дина (13 в.) 12 классич. Макамов входят в сложную 84-ладовую систему, основанную на сочетании 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда. В каждый макам входит один или несколько дестгахов - звукорядов, включающих интервалы в четверть и три четверти тона. Дестгахи делятся на 7 основных. Шур, махур, хумаюн, сегах, чехаргах, нава, раст. Применяются также дополнит. Дестгахи, или авазы, используемые вместе с основными - эсфаган, дастити, байяте, торк, абу-абата, авша-ри и др.

Издавна считалось, что каждый лад отличает особый образно-эмоц. Смысл. Каждая ступень лада несёт свою мелодич. Функцию. В муз. Практике применяются определённые попевки лада - гюше, интонации и чёткие каденционные завершения. Композиторы, являющиеся одновременно исполнителями, используют их для сочинения мелодий. Макамы служат ладовой основой вок.-инстр. Циклов (типа сюит, к-рые тоже называются макамами). Исполнение всегда начинается чёткой заданной последовательностью звуков данного макама, затем складывается из мн. Гюше. Первый, или вводный, гюше носит назв. Дэрамэд и является инстр. Пьесой, своего рода прелюдией, указывающей певцам лад и образец для исполнения. В 19 в. В практику вводится также исполнение развёрнутой увертюры - пиш дэрамэд, включающей неск.

Частей (увертюра исполнялась и как самостоят. Произв., иногда оркестром в унисон), затем для достижения большего разнообразия, традиц. Вок. Гюше чередуются с небольшими инстр. Виртуозными пьесами-интерлюдиями - чихар-мизраб. Исполнение нац. Музыки длится долго, оно включает традиц. Баллады - тэснифы, инстр. Пьесы - рандж (нередко сопровождающие танец). Выработанные веками формы проф. Музицирования ведут начало от нар. Музыки, связь с к-рой отчётливо проявляется и в интонац. Строе, и в импровизац. Характере макамов. Большинство нар. Мелодий строится в ладах - шур и махур. В ритмич. Отношении И. М., особенно проф., как иск-во импровизационное, не имеет чёткой структуры, но тесно связана с метрич. Особенностями национальной поэзии и танцев (это определяет трудность записи её посредством европ.

Тактовой системы). В нар. Музыке чаще встречаются размеры 2/4 и особенно 6/8, близкие к строю поэтич. Произведения. Имеются и др. Системы организации ритма - 3/4, 9/8, 7/8, 5/4.Инструментарий И. М. Весьма обширен, мн. Инструменты широко распространены и в др. Странах Востока. Наиболее важной является группа струн. Инструментов. К числу древнейших из них принадлежат щипковые - бэрбэт, танбур и смычковый ребаб - ныне почти не применяющиеся, но ставшие прообразом более сложных инструментов. Среди них наиболее распространены щипковый - уд (типа лютни), смычковый - кеманча, а также неск. Разновидностей сантура (род цимбал). Большинство деревянных дух. Инструментов, широко применяемых поныне, делается из тростника. Най (род примитивной флейты), нерманай (подобен наю, но с более нежным звуком), зурна (близкий к гобою), нэй-энбан (типа волынки), донай (двухтрубочная флейта).

Медные инструменты ныне почти вышли из употребления. В прошлом наиболее распространёнными были карнай, издававший только один звук и применявшийся в войсках, и шейпур или нейфир (корнет без клапанов. Наиболее ранние из сохранившихся экземпляров этого инструмента сделаны из серебра). Весьма значительна группа ударных инструментов. Наиболее древние из них - кэсс и накхар (ныне уже не применяются). Чаще всего встречаются рарабан томоак (тонбак, домбак, домбалек), дэфф (или дайере-зангу), зарб. Важное место в совр. Инструментарии заняли 6-струнный щипковый инструмент тар и его разновидности (сопрановый, альтовый и особенно басовый), составляющие непременную часть нац. Оркестров, струн. Щипковый инструмент ситар (модификация древнего танбура) и смычковый - кхейчек, происходящий от древнего гиджака (типа скрипки).Сведений о музыке древней Персии почти не сохранилось.

Вместе с тем муз. Инструменты, а также эстетич. Теории, обобщающие и оценивающие различные явления музыки, указывают на связь её муз. Культуры с муз. Традициями Месопотамии - одного из древнейших очагов мировой цивилизации.После завоевания Ирана Александром Македонским (330 до н.э.) в И. М. Проникают эллинистич. Влияния. Древние памятники архитектуры, изобразит. Иск-ва и письменности свидетельствуют о том, что при дворах царей музыканты занимали почётное место. В период правления династии Сасанидов (3-7 вв. Н.э.) закладываются основы теории проф., в т.ч. Культовой, музыки, обогащается инструментарий (струн. Инструменты типа арфы и лютни, примитивные духовые, бубны). Наиболее крупные музыканты того периода - Барбад, к-рому приписывается открытие "семи королевских модусов" (макамов), и певец Фахлабад.

Во времена Хосрова II Парвиза (6-7 вв.) при дворе было около 400 музыкантов, среди к-рых выделялись Бамшад, Накисса, Азад-Варгенгюй, Саркеш. Сохранились сведения о широком распространении музыки в народе. Религ. Обряды, проповеди предсказателей, пророков (маздэков) сопровождались музыкой.С завоеванием Ирана арабами началось интенсивное взаимодействие муз. Культур этих народов. Арабо-мусульм. Культура оказала влияние на И. М. В свою очередь арабы восприняли мн. Элементы И. М. Однако в первые века араб. Владычества (7-8 вв.) араб. Власти противодействовали развитию проф. Музыки. Развивалась в основном нар. Музыка, широкой известностью пользовались песни каменщиков Мекки. В 9 в. Всеобщую популярность приобрели певцы-танцоры мутребы, исполнители лирич.

Песен-газелей. С конца 8 в. Проф. Музыка переживает период расцвета, особенно во времена династий Омейядов (661-750) и Аббасидов (750-847). Влияние И. М. Распространилось на всю территорию арабского Востока вплоть до Испании (см. Арабская музыка). С нач. 16 в. В период династии Сефевидов светское музицирование при дворе постепенно прекращается, сохраняется лишь культовая музыка. Большинство музыкантов покидает Иран, муз. Культура приходит в упадок. Носителями муз. Традиций на протяжении неск. Веков остаются лишь нар. Музыканты. Со 2-й пол. 19 в. Начинается постепенное возрождение проф. Музыки, очагами к-рой становятся воен. И придв. Оркестры. Значит. Роль в изучении и систематизации нац. Музыки сыграли в 19 в. Учёные Али Акбар Фарахани и его сын Мирза Абдулла.

Заметный след оставила также деятельность виртуоза на таре и сетаре Голам Хосейна Дервиша, усовершенствовавшего некоторые нац. Инструменты и воспитавшего ряд проф. Музыкантов. Одновременно начинается проникновение в страну европ. Музыки. Первыми европ. Музыкантами, работавшими в Иране, были француз А. Лемер и бельгиец Ф. Геварт. С целью подготовки музыкантов был создан спец. Муз. Отдел при Тегеранском высшем политехнич. Уч-ще "Дар оль-фонун". Многие воспитанники этого учреждения стали во главе движения за возрождение нац. Музыки, одноврем. Стремясь к преодолению её замкнутости. Среди них Голам Реза Минбашян, совершенствовавшийся нек-рое время в Петерб. Консерватории и с 1913 возглавивший муз. Отделение "Дар оль-фонуна". В 1908 основывается Высшее муз.

Уч-ще, проводятся первые публичные концерты, начинают публиковаться записи муз. Произв.Важную роль в развитии муз. Культуры Ирана 1-й пол. 20 в. Сыграл композитор, исполнитель-виртуоз на таре профессор Тегеранского ун-та Али Наги Вазири. Вазири положил начало обучению нац. Музыке, записал на ноты дестгахи, издал учебник теории музыки. В 30-40-е гг. Он возглавлял Высшую муз. Школу (где обучались первые Иран. Проф. Музыканты), основал Нац. Муз. Об-во (1946). Одним из учеников Вазири был педагог и теоретик Руолла Халеги, возглавлявший Нац. Консерваторию, осн. При Нац. Муз. Об-ве в 1949 (на базе Высшей муз. Школы, открытой в начале 30-х гг.).Значит. Перемены происходят в муз. Жизни Ирана после 2-й мировой войны 1939-45. Начинаются регулярные гастроли зарубежных (в т.ч.

Советских) артистов, создаются новые уч. Заведения и исполнительские коллективы. Большинство совр. Композиторор Ирана получили образование на родине - либо в Консерватории, созданной в 1918 для изучения европ. Музыки, либо в Нац. Консерватории. Подъёму муз. Деятельности способствовали междунар. Муз. Конгресс, проведённый в Тегеране в 1961, и периодич. Муз. Фестивали в Ширазе (с 1968). Помимо двух консерваторий, действующих в Тегеране, в большинстве крупных городов были открыты начальные, средние и высшие муз. Уч. Заведения, в числе наиболее значительных - Консерватория в Тебризе (осн. 1956), Муз. Отделения ун-тов в Тегеране и Ширазе, Муз. Студия для детей и молодёжи при Нац. Радио и телевидении. В Тегеране имеется симф. Оркестр (осн.

1946) и камерный оркестр Нац. Радио и телевидения. С 1953 работает филармония, с 1967 - первый в Иране Т-р оперы и балета им. Рудаки. Имеется балетная труппа телевидения, несколько ансамблей и оркестров, включающих, наряду с нац., и европ. Инструменты.К числу ведущих композиторов совр. Ирана относятся представители старшего поколения дирижёр и педагог Парвиз Махмуд, автор симф. И камерных сочинений, в к-рых стремится сочетать нац. Традиции с европ. Формами муз. Письма, и Хосейн Техрани, автор муз. Произв. В традиц. Нац. Стиле (он основал и возглавил оркестр нац. Инструментов, выступавший во мн. Странах). Важная роль в муз. Жизни принадлежит Абулхасану Себе - исполнителю, знатоку нац. Инструментов и педагогу, автору учебников и методич.

Пособий для обучающихся игре на ряде инструментов. Среди музыкантов среднего поколения выделяется композитор Мустафа Поур-Тураб, работающий преим. В жанрах орк. И фп. Музыки. С 1972 он является директором Консерватории. Парвиз Мансури, использующий в своих произв. Совр. Выразит, средства европ. Музыки, является автором фп. И камерных сочинений (балета "Любовь и лодка", музыки к фильмам), редактором журн. "Ревю мюзикаль". Ряд камерных вок. И инстр. Сочинений написан профессорами Консерватории Хосейном Нассехи и Семином Бахчебаном. Опыты соединения звучания нац. Инструментов с европ. Принадлежат композитору и муз. Деятелю Хосейну Дижлеви (с 1958 он возглавляет Оркестр нац. Инструментов, с 1961 - Нац. Консерваторию в Тегеране). В области лёгкой орк.

Музыки работает Мортиза Хэннене, выступающий также как дирижёр. Автором мн. Камерных сочинений и теоретич. Работ является композитор и музыковед Мохаммед Таги Масуди. В разл. Жанрах проявили себя композиторы Хомроуз Фархат, Хушан Остовар, Ахмед Пажман, Заре-Лорис, Джекнаворян. В сочинениях ряда композиторов, особенно получивших образование после 2-й мировой войны, заметно сказываются влияния модернистских течений зап. Бурж. Иск-ва.Среди наиболее известных музыкантов-исполнителей, помимо названных выше, - пианисты Э. Меликасланян, Г. Эмир Хосрови, певцы Т. Ашот, Ф. Себа и Ф. Панах.Литература. Иностранцев К. A., Сасанидские этюды, СПБ, 1909. Бaртельс Е. Э., Теория музыки в современной Персии, в сб. Музыкальная этнография, Л., 1926.

Беляев В., Персидские теснифы, М., 1964. Gladwin F., An essay on Persian music, "New Asiatic miscellany", L., 1789. Farmer H. G., The old Persian musical modes, "Journal of the Royal Asiatic Society", 1926. Его жe, An outline history of music and musical theory in Persia, в его кн. A survey of Persian Art, Oxf., 1939. Christensen A., La vie musicale dans la civilisation des Sassanides, "Bulletin de l'Association franзaise des amis de l'Orient", 1936. Вarkashli M., L'art sassanide, base de la musique arabe, Teheran, 1947. Его же, La musique traditionelle de l'Iran, Teheran, 1964. Ratmagrian A., The Music of Iran, "Iran Review", II, L., 1950.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Ирадьер С.

(Iradier) Себастьян де (20 I 1809, Саусьего - 6 XII 1865, Витория) - испан. Композитор. В юности неск. Лет провёл на Кубе. Вернувшись в Испанию, работал органистом в Сальватьерре, в 1840-е гг. Преподавал сольфеджио в Мадридской консерватории. В 1850-65 жил преим. В Париже, где был придв. Музыкантом императрицы Евгении. Был дружен с Дж. Россини, П. Мериме, П. Виардо, М. Малибран. В 1850-х гг. Сопровождал в качестве аккомпаниатора юную А. Патти в её турне по городам США, Мексики и Кубы. В 1865 вер..

Иракская музыка

В основе муз. Культуры Ирака, как и др. Стран совр. Араб. Востока, лежит др.-араб. Цивилизация. С 7 в. Ирак был провинцией, с 8 в. - центром Араб. Халифата (см. Арабская музыка). Отсюда бытование таких инструментов, как уд (лютня), рабаб (простая виола, своего рода скрипка), кеманча, или гиджак (струн. Смычковый), канун, или псалтерион (струн. Щипковый), най (перс. Флейта), дуфф (маленький плоский квадратный бубен) и др. На развитии ирак. Культуры, в т.ч. Музыки, отрицательно сказалось османское..

Ирецкая Н. А.

Наталья Александровна (1845 - 15 XI 1922, Петроград) - рус. Певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. В 1868 окончила Петерб. Консерваторию по классу пения у Г. Ниссен-Саломан. Позднее совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа. По возвращении вела конц. Деятельность. Не обладая особыми голосовыми данными, И., по словам Ц. Кюи, была "выдающейся исполнительницей романсов". Её частым партнёром в концертах был А. Г. Рубинштейн, оказавший значит. Влияние на художеств. Развитие певицы. В 18..

Ирино И.

Иосиро (р. 13 XI 1921, Владивосток) - япон. Композитор. В 1927 вернулся с семьёй в Японию. В 1941-43 занимался на экономич. Ф-те Токийского ун-та. Брал уроки композиции у Морои Сабуро (1942-1943). В 1946 организовал группу молодых композиторов "Новый голос". Руководитель япон. Отделения Междунар. Об-ва совр. Музыки. С 1949 муз. Редактор изд-ва "Токио онгаку сойн". С 1952 преподаёт композицию в Высш. Муз. Школе Тохо в Токио (с 1959 профессор. В 1960-70 директор). Один из организаторов Ин-та музык..

Дополнительный поиск Иранская музыка Иранская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иранская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иранская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 15 символа