Кантеле

105

(фин. Kantele) - карело-фин. Струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный эст. Каннель, латыш. Кокле, литов. Канклес и рус. Крыловидным гуслям. Корпус К. Крылообразной формы, долблёный. У старинных инструментов он выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливается сверху и открытая сторона его покрывается декой. Струны одним концом прикреплены к валику, установленному в узкой стороне корпуса, другим намотаны на колки, расположенные на широком "открылке". Старинные К. Имели 5 жильных струн, современные снабжаются металлическими и число их доходит до 34. Настраиваются струны по диатонич. Гамме мажорного или минорного наклонения. Во время игры К. Держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.

На К. Играют соло, аккомпанируют рунам нар. Эпоса "Калевала". Как известно из этого эпоса, К. Является древнейшим карело-фин. Муз. Инструментом. В сов. Время В. П. Гудков совм. С инструментальным мастером Е. Клюхиным создал семейство усовершенствованных К. - пикколо, прима, альт, бас и контрабас, к-рые послужили основой оркестровой группы ансамбля "Кантеле" Карел. АССР.К. А. Вертков..

Значения в других словарях
Кант

(от лат. Cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. Создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение К. Связано с развитием силлабич. Поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих с..

Кантата

(итал. Cantata, от итал. И лат. Cantare - петь. Нем. Kantate) - крупное вок.-инстр. Произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. Солистов, хора и оркестра (известны и К. Для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. Подразделяются на духовные (религиозные) и светские. С сер. 18 в. Светские К. Становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. Разл. Характера - торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. Состоит из орк..

Кантелли Г.

(Cantelli) Гвидо (27 IV 1920, Новара - 24 XI 1956, Орли, близ Парижа) - итал. Дирижёр. В 1942 окончил Миланскую консерваторию как композитор (занимался у А. Педролло и Дж. Ф. Гедини). С 1943 худ. Рук. И дирижёр т-ра "Кочча" в Новаре. С 1945 выступал с крупнейшими европ. Оркестрами. В 1949 по приглашению А. Тосканини, высоко ценившего дарование К., дирижировал оркестром Нац. Радио США (NBC). С 1951 рук. Лондонского филармонич. Оркестра, с 1956 дирижёр оркестра т-ра "Ла Скала". С 1961 в Новаре про..

Кантелуб М. Ж.

Кантелуб де Маларе (Canteloube de Malaret) Мари Жозеф (21 X 1879, Анноне, близ г. Турнон - 5 XI 1957, Париж) - франц. Композитор, собиратель и исследователь муз. Фольклора. Обучался игре на фп. У А. Дётцер (ученицы Ф. Шопена). С 1901 занимался композицией в "Схола канторум" (певческая школа) у В. Д'Энди. Одновременно начал собирать и систематизировать франц. Нар. Песни. Знаток франц. Муз. Фольклора, К. Опубликовал огромное количество обработанных и гармонизованных им нар. Песен. "Песни Оверни" (..

Дополнительный поиск Кантеле Кантеле

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кантеле" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кантеле, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа