Мангеймская школа

161

Нем. Творческое и исполнительское направление, сыгравшее в кон. 18 в. Важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. Сложилась в Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии), где к сер. 18 в. Придв. Капелла объединила ряд первоклассных музыкантов - композиторов и исполнителей (гл. Обр. Скрипачей и виолончелистов), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и в значит. Степени создавших для него новый репертуар. На формирование творч. И исполнительского стиля М. Ш. Оказала влияние чеш. Муз. Культура (в капелле было много чехов). В 1745-57 рук. Капеллы был скрипач и композитор чеш. Происхождения Я. Стамиц, способствовавший творч. Самоопределению М. Ш. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности.

Современники отмечали особые "мангеймские манеры". Характерное подчёркивание динамич. Контрастов, пристрастие к динамич. Нарастаниям (большие, длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo), а также выделение определённых мелодич. Оборотов ("мангеймские вздохи" - задержания) и излюбленных типов украшений. По своему общему направлению М. Ш. Стояла ближе всего к сентиментализму 18 в. Её выразительные средства подчёркивали гл. Обр. Чувствительно-патетич. Начала в инстр. Музыке. Одноврем. В М. Ш. Проявились и стилевые черты рококо.В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в разл. Творч. Направлениях, ведущих к симфонизму. В старинной итал. Скрипичной и трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах (особенно в итал.), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симф.

Тематизм. ("Симфонией" ко времени М. Ш. Называлась итал. Оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно.) Создавая свою трактовку цикла, М. Ш. Подготовила классич. Симфонию, определив художеств. Функцию каждой из её 4 частей (именно этому в конечном счёте и служили многие из тех приёмов, к-рые получили назв. "мангеймские манеры"). У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоят. Оркестровое произв., чаще всего в 4 частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематич. Обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.Среди многочисл. Авторов мангеймских симфоний (и одноврем. Участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж.

Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, М. Ш. Сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классич. Школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние М. Ш. Оказала на молодого В. А. Моцарта.Издания. "Denkmдler der Tonkunst in Bayern", 1902, Bd 3. 1906, Bd 7. 1907, Bd 8. 1914, Bd 15. 1915, Bd 16.Литература. Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600. Конен В., Театр и симфония, М., 1968. Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн. Riemann-Festschrift, 1909.

Его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920. Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913. Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.). Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн. Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962. Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963). De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists. Their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.T. H. Соловьёва..

Значения в других словарях
Мамонтов С. И.

Савва Иванович (3(15) X 1841, Ялуторовск, ныне Тюменской обл. - 6 IV 1918, Москва) - рус. Театр. И муз. Деятель, меценат. Друг К. С. Станиславского. Учился в Петерб. Горном ин-те, затем на юридич. Ф-те Моск. Ун-та. Крупный промышленник. Неск. Лет жил в Италии, занимался пением, изучал живопись, скульптуру. М. Способствовал развитию рус. Изобразит. Иск-ва, нар. Художеств. Ремесел и муз. Т-pa. В 1885 осн. Московскую частную русскую оперу, оказавшую сильное воздействие на дальнейшее развитие рус. М..

Манасчи

Кирг. Нар. Сказитель, исполнитель крупнейшего нац. Эпоса "Манас" (о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека). М. Поёт "Манас" в речитативной манере, без инстр. Сопровождения, на определенный муз. Мотив (т. Н. Попевки Манаса), варьируя его сообразно с содержанием текста. Исполнение М. Насыщено драм. Элементами. Он как бы изображает героев эпоса, пользуется разнообразными интонациями, богатой мимикой, выразит. Жестами. В историю кирг. Импровизаторского иск-ва вошли имена замечат..

Мандзарос Н.

(Mantzaros) Николаос (1795, о. Корфу, ныне о. Керкира - 1873) - греч. Композитор. Представитель т.н. Ионической школы, сформировавшейся в сер. 19 в. На Ионических островах (свободных от турецкого владычества). На творчестве М., ученика комп. Н. А. Цингарелли, сказалось воздействие итал. Музыки. Автор инстр. Музыки, церковных вокальных произв. В 1823 написал кантату (на текст "Оды свободе" Соломоса), фрагмент из к-рой в 1865 был утверждён как нац. Гимн Греции. Основатель Филармонич. Об-ва о. Керк..

Мандола

Мандора, пандуpa (итал. Mandola, mandora, pandura). 1) Струнный щипковый муз. Инструмент. Разновидность лютни (меньше её по размеру). М. Известна с 12-13 вв. Имеет расширенную шейку с плавно изогнутой головкой, обычно 4 струны. Настраивается по квартам и квинтам или по квинтам. Звук извлекается при помощи медиатора. В совр. Муз. Практике не употребляется. 2) Альтовая разновидность мандолины.Литература. Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., (1966), S. 215-18.. ..

Дополнительный поиск Мангеймская школа Мангеймская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мангеймская школа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мангеймская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа